Авторские стратегии интерпретации русской классики в англоязычном сообществе фикрайтеров

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2019. Том 5. №3(19)

Название: 
Авторские стратегии интерпретации русской классики в англоязычном сообществе фикрайтеров


Для цитирования: Петров В. В. Авторские стратегии интерпретации русской классики в англоязычном сообществе фикрайтеров / В. В. Петров // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. Том 5. № 3 (19). С. 100-116. DOI: 10.21684/2411-197X-2019-5-3-100-116

Об авторе:

Петров Владимир Владимирович, аспирант кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; petrov.v.1337@gmail.com; ORCID: 0000-0003-3330-3713

Аннотация:

Статья посвящена проблеме конструирования читательской идентичности участников интерпретативных сообществ, объединенных вокруг текстов-адаптаций (фанфикшн) по мотивам произведений русской классики. Исследователи-социологи и культурологи обращают внимание, что границы авторства в постоянно меняющейся цифровой читательской среде определить трудно. Для того чтобы понять, какую роль в коллективной практике фанфикшн играет авторская идентичность, необходимо обратиться к филологическим методам анализа текста. Объектом исследования в статье являются индивидуальные стратегии трансформации русской классики в англоязычных читательских адаптациях (фанфиках). Комплексный анализ фанфикшн-текстов позволит расширить представление о характере рецепции русской классики в транскультурных онлайн-сообществах. Впервые авторская идентичность в фанфиках рассматривается через литературоведческий комментарий к текстам. Основными методами исследования являются сопоставительный и нарративный анализ. Цель работы — выявить, как в англоязычных фанфикшн-текстах проявляются авторские стратегии интерпретации русской классики. В статье представлен обзор научных подходов к проблеме авторства в фанфикшн. Приводятся результаты опроса англофонных читателей, пишущих фанфики по мотивам русской литературы. На основании анкеты определены авторские корпусы текстов, созданные по мотивам романа «Анна Каренина» Л. Толстого и по мотивам популярных сериалов и фильмов. Установлена система приемов повествования, позволяющая идентифицировать авторство фикрайтера. Хотя авторы-респонденты утверждают, что на их читательскую идентичность влияет жанр и система персонажей первоисточника, индивидуальные стратегии прочтения классики в большей степени отражаются на уровне композиции и организации художественной речи.

Список литературы:

  1. Абрамовских Е. В. Типология креативной рецепции неоконченного текста (на материале дописываний незаконченных произведений А. С. Пушкина) / Е. В. Абрамовских // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 5. С. 57-64.

  2. Кожин А. А. «Чужое» имя и «чужой» персонаж в литературе второй половины XIX века / А. А. Кожин // Русская речь. 2014. № 4. С. 14-24.

  3. Компаньон А. Демон теории / А. Компаньон; пер. с франц. С. Н. Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2001. 336 с.

  4. Самутина Н. Великие читательницы: фанфикшн как форма литературного опыта / Н. Самутина // Социологическое обозрение. 2013. Том 12. № 3. С. 137-194.

  5. Barnes J. L. Fanfiction as imaginary play: what fan-written stories can tell us about the cognitive science of fiction / J. L. Barnes // Poetics. 2015. № 48. Pp. 69-82.

  6. Black R. W. Fanfiction writing and the construction of space / R. W. Black // E-Learning and Digital Media. 2007. № 4 (4). Pp. 384-397.

  7. Busse K. Intimate intertextuality and performative fragments in media fanfiction / K. Busse // Fandom, Second Edition: Identities and Communities in a Mediated World / ed. by J. Grey, C. Sandvoss, C. Lee Harrington. New York: New York University Press, 2017. Pp. 45-59.

  8. Chin B. Towards a theory of transcultural fandom / B. Chin, L. Morimoto // Participations: Journal of Audience and Reception Studies. 2013. № 10 (1). Pp. 92-108.

  9. Coppa F. A brief history of media fandom / F. Coppa // Fan Fiction and Fan Communities in the Age of the Internet: New Essays / ed. by K. Busse. Jefferson, NC: McFarland. 2006. Pp. 41-59.

  10. Coppa F. The Fanfiction Reader: Folk Tales for the Digital Age / F. Coppa. Ann Arbor: University of Michigan Press, 2017.

  11. Fish S. Is There a Text in This Class? The Authority of Interpretive Communities /S. Fish. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1980.

  12. Fiske J. The cultural economy of fandom / J. Fiske // The Adoring Audience: Fan Culture and Popular Media / ed. by L. A. Lewis. London; New York: Routledge, 1992. Pp. 30-49.

  13. flowers4flowers. Personal Page and Works // ArchiveOfOurOwn. URL: https://archiveofourown.org/users/flowers4flowers/pseuds/flowers4flowers (дата обращения: 03.10.2019).

  14. Hills M. Fan Cultures / M. Hills. New York; London: Routledge, 2002.

  15. Jenkins H. Fandom studies as I see it / H. Jenkins // The Journal of Fandom Studies. 2014. № 2 (2). Pp. 89-109.

  16. Jenkins H. Textual Poachers: Television Fans and Participatory Culture / H. Jenkins. New York; London: Routledge, 1992.

  17. Katyal K. S. Performance, Property, and the Slashing of Gender in Fan Fiction / K. S. Katyal // American Journal of Gender, Social Policy and the Law. 2006. № 14 (3). Pp. 461-518.

  18. Lammers J. C. Going public: an adolescent's networked writing on Fanfiction.net / J. C. Lammers, L. V. Marsh // Journal of Adolescent & Adult Literacy. 2015. № 59 (3). Pp. 277-285.

  19. Lee A. M. Time travelling with fanfic writers: understanding fan culture through repeated online interviews / A. M. Lee // Participations. 2011. № 8 (1). Pp. 246-269.

  20. Magnifico A. M. Words on the screen: broadening analyses of interactions among fanfiction writers and reviewers / A. M. Magnifico, J. S. Curwood, J. C. Lammers // Literacy. 2015. № 49 (3). Pp. 158-166.

  21. Milli S. Beyond canonical texts: a computational analysis of fanfiction / S. Milli, D. Bamman // Proceedings of the 2016 Conference on Empirical Methods in Natural Language Processing (1-5 November, Austin, Texas). 2016. Pp. 2048-2053.

  22. Sandvoss C. The death of the reader? / C. Sandvoss // Fandom: Identities and Communities in a Mediated World / ed. by J. Grey, C. Sandvoss, C. Lee Harrington. New York; London: New York University Press, 2007. Pp. 19-32.

  23. Thomas A. Fan fiction online: engagement, critical response and affective play through writing / A. Thomas // Australian Journal of Language and Literacy. 2006. № 3 (29). Pp. 226-239.

  24. Wanzo R. African American acafandom and other strangers: new genealogies of fan studies / R. Wanzo // Transformative Works and Cultures. 2015. № 20. URL: https://journal.transformativeworks.org/index.php/twc/article/view/699 (дата обращения: 03.10.2019). DOI: 10.3983/twc.2015.0699

  25. Willis I. Amateur mythographies: fan fiction and the myth of myth / I. Willis // Transformative Works and Cultures. 2016. № 21. URL: https://journal.transformativeworks.org/index.php/twc/article/view/692 (дата обращения: 24.09.2019). DOI: 10.3983/twc.2016.0692

  26. Zurbenis L. Fandom at the Crossroads: Celebration, Shame and Fan/Producer Relationships / L. Zurbenis, K. Larsen. Cambridge: Cambridge Scholars Publishing, 2012.