Выпуск:
2019. Том 5. №2Об авторах:
Лабунец Наталья Вадимовна, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и общего языкознания, Тюменский государственный университет; eLibrary AuthorID, n.v.labunec@utmn.ruАннотация:
В статье исследуется актуальный, но недостаточно изученный феномен ономастической рефлексии. Цель — выявление специфики ономастических рефлексивов в пространстве сказочных текстов В. П. Крапивина в аспекте языковой игры. Источником послужили тексты произведений В. П. Крапивина, которые сам автор обозначил как крапивинские сказки. Материалом стали ономастические конструкции (более 1500 единиц), включенные в рефлексивный контекст авторского видения имени собственного. Основные методы исследования — контекстуальный и компонентный анализ, а также приемы описательного метода (наблюдения, интерпретации, систематизации). На материале крапивинских текстов эвристическая номинативность, ономастическая нагруженность текстов впервые рассматриваются с позиций представления оценочной информации, содержащейся в метаязыковых высказываниях-размышлениях над именем собственным. Специфика исследуемых рефлексивов заключается в том, что они могут быть как эксплицитно, так и имплицитно выраженными суждениями, сопряженными с различными текстовыми параметрами — от слова-онима (квазирефлексива) через ономастическое словосочетание к развернутой оценочной характеристике ономастической конструкции. Особенностью крапивинского онима является стремление автора показать различные функциональные грани имени собственного: оним-номинатив — оним-характеризатор. Манифестация рефлексирующего начала в тексте осуществляется различными способами: за счет прямого комментирования имени собственного с использованием специальных лексических средств, синтаксических конструкций, а также за счет его графического (орфографического), фонетического оформления, структурирования компонентного состава. Ассоциативные связи имени, проявляющиеся через ономастические рефлексивы, создают эффект ономастической игры.
Ключевые слова:
Список литературы: