Изучение материальной и духовной культуры тофаларов: история, современность, перспективы

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2019. Том 5. №1

Название: 
Изучение материальной и духовной культуры тофаларов: история, современность, перспективы


Для цитирования: Рассадин И. В. Изучение материальной и духовной культуры тофаларов: история, современность, перспективы / И. В. Рассадин, М. К. Миткинов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2019. Том 5. № 1. С. 203-217. DOI: 10.21684/2411-197X-2019-5-1-203-217

Об авторах:

Рассадин Игорь Валентинович, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ); rassadin.73@mail.ru

Миткинов Мунко Климентович, лаборант-исследователь, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ); munko69@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена рассмотрению немаловажного вопроса, посвященного современному состоянию тофаларов и их перспективы на сохранение национальной самоидентичности, а также хозяйственного уклада. Делается попытка рассмотреть особенности традиционной материальной культуры тофаларов. Вопросы современной экологии, как природы, так и человеческих взаимоотношений, не раз поднимались во многих работах. Хищническое, потребительское отношение к природным ресурсам не могло не волновать не только мыслителей, но и каждого человека, осознающего свою ответственность перед будущим поколением. Термин «глубинная экология» был введен Арне Нейсом в статье «The Shallow and the Deep, Long-Range Ecological Movements» («Поверхностное и глубинное — перспективные экологические движения»), вышедшей в 1973 г., в ней автор впервые описал более глубокое, более духовное отношение к Природе. В книге «Пределы роста» в принципе уже дана безрадостная картина будущего человечества. И поэтому обращение к опыту малых народов сосуществования с окружающей природой является крайне важным. Особо интересен их опыт взаимодействия с окружающей природой, суровым климатом, не дававшим надежд на выживание. Необходимо было слиться с природой, создать «комфортные» условия, позволяющие приспособиться к суровой таежной кочевой жизни. Одними из перспективных форм хозяйствования были признаны охота и оленеводство. Авторы с целью подчеркнуть уникальность изучаемого этноса обращаются к такой немаловажной проблеме, как этногенез тофаларов. По мнению авторов, при решении этого вопроса необходимо опираться на богатый опыт смежных наук, используя методы исследования истории, этнографии, антропологии, язык и фольклор, только так можно найти истоки этногенеза тофаларов. Этнос складывался в результате сложного симбиоза различных патронимических групп в течение долгого исторического времени, но до сих пор остался нерешенным вопрос, когда и как, какими историческими судьбами тофаларские роды образовали единый монолитный этнос, который известен сейчас как тофа. Большое место в работе занимает рассмотрение вклада дореволюционных и современных исследователей в изучение истории, культуры и языка тофаларов. Важно, что в статье показано: работы, написанные дореволюционными учеными, не потеряли своей актуальности и остаются важным источником при изучении материальной и духовной культуры тофаларов. При изучении хозяйственного уклада авторы особо обращают внимание на такие важные и актуальные проблемы, как сохранение оленеводства, традиционных способов охоты. В статье подчеркнута уникальность саянского типа оленеводства в отличие от других имеющихся типов. Авторы, опираясь на лингвистические и фольклорные данные, убедительно доказывают, что исконным у тофаларов было коневодство. Статью завершает обзор появления и проведения праздников с целью сохранения народных знаний.

Список литературы:

  1. Вайнштейн С. И. К вопросу о происхождении оленеводства (Об одной параллели в материальной культуре киргизов и саянских оленеводов) / С. И. Вайнштейн // История, археология и этнография Средней Азии. М.: Наука,1968. С. 135-152. 
  2. Вайнштейн С. И. К вопросу о саянском типе оленеводства и его возникновении / С. И. Вайнштейн // Краткие сообщения Института этнографии. 1960. Вып. 34. С. 50-65. 
  3. Вайнштейн С. И. Происхождение саянских оленеводов: проблема этногенеза тувинцев-тоджинцев и тофаларов / С. И. Вайнштейн // Этногенез народов Севера. М.: Наука, 1980. С. 83-84.
  4. Вайнштейн С. И. Родовая структура и патронимическая организация у тофаларов (до начала XX в.) / С. И. Вайнштейн // Советская этнография. 1968. № 3. С. 60-67.
  5. Вайнштейн С. И. Социальная организация саянских оленеводов-охотников (тофалары) / С. И. Вайнштейн // Общественный строй у народов Северной Сибири (XVII — начало XX в.). М.: Наука, 1970. С. 300-312.
  6. Долгих Б. О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке / Б. О. Долгих // Труды института этнографии. Новая серия. 1960. Том 55. С. 252, 254-256.
  7. Катанов Н. Ф. Поездка к карагасам в 1890 г. / Н. Ф. Катанов // ЗИРГО по отд. этнографии. 1891. Том 17. Вып. 2. С. 133-230.
  8. Керцелли С. В. Карагасский олень и его хозяйственное значение / С. В. Керцелли // Северная Азия. 1925. № 3. С. 87-92.
  9. Костров Н. Карагасы / Н. Костров // Иллюстрированная газета. № 43. С. 685-868. № 44. С. 698-699.
  10. Левин М. Г. К антропологии Южной Сибири / М. Г. Левин // Краткие сообщения института этнографии. 1954. Вып. 20. С. 3-32.
  11. Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым. Ч. IX: Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведенные Н. Ф. Катановым / В. В. Радлов, Н. Ф. Катанов. СПб., 1907. С. 112-120.
  12. Паллас П. С. Путешествие по разным провинциям Российского государства / П. С. Паллас. СПб., 1788. Том 3. С. 524-526.
  13. Петри Б. Э. Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах / Б. Э. Петри. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1927. 22 с.
  14. Рассадин В. И. Легенды, сказки и песни седого Саяна / В. И. Рассадин // Тофаларский фольклор. Иркутск, 1996. С. 9.
  15. Рассадин В. И. О культе медведя у тофаларов / В. И. Рассадин // Известия Сибирского отделения АН СССР. Серия «Общественные науки». Новосибирск, 1973. Вып. 3. № 11. С. 122-125.
  16. Рассадин В. И. Тофаларский язык и его место в системе тюркских языков / В. И. Рассадин. Элиста: Изд-во Калмыцкого ун-та, 2014. С. 4.
  17. Рассадин В. И. Тофаларско-русский словарь / В. И. Рассадин. М.: Издательский Дом ЯСК, 2016. С. 231-250. 
  18. Рассадин В. И. Этапы истории тофаларов по языковым данным / В. И. Рассадин // Материалы конференции «Этногенез народов Северной Азии». Новосибирск, 1969. Вып. 1. С. 223-226.
  19. Рассадин И. В. Хозяйство, быт и культура тофаларов / И. В. Рассадин. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2005. 201 с.
  20. Рычков Ю. Г. К популяционной генетике коренного населения Сибири. Восточные Саяны / Ю. Г. Рычков и др. // Вопросы антропологии. М.: 1969. Вып. 31.  С. 3-32.
  21. Штубендорф Ю. П. О карагассах / Ю. П. Штубендорф // Вестник Императорского русского географического общества. Ч. 12. С. 112-122.
  22. Castren M. A. Reiseberichten und Briefe aus den Jahren 1845-1849 / M. A. Castren; hrsg. A. von Schiefner. Sankt-Petersburg: Akademie der Wissenschaft, 1856. P. 389.
  23. Dioszegi V. Zum Problem der ethnischen Homogenitat des tofischen (karagassischen) Schamanismus / V. Dioszegi // Glaubenswelt und Folklore der sibirischen Volker. Budapest, 1963. P. 261-357.