Выпуск:
2019. Том 5. №1Об авторах:
Рассадин Игорь Валентинович, кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ); rassadin.73@mail.ruАннотация:
Статья посвящена рассмотрению немаловажного вопроса, посвященного современному состоянию тофаларов и их перспективы на сохранение национальной самоидентичности, а также хозяйственного уклада. Делается попытка рассмотреть особенности традиционной материальной культуры тофаларов. Вопросы современной экологии, как природы, так и человеческих взаимоотношений, не раз поднимались во многих работах. Хищническое, потребительское отношение к природным ресурсам не могло не волновать не только мыслителей, но и каждого человека, осознающего свою ответственность перед будущим поколением. Термин «глубинная экология» был введен Арне Нейсом в статье «The Shallow and the Deep, Long-Range Ecological Movements» («Поверхностное и глубинное — перспективные экологические движения»), вышедшей в 1973 г., в ней автор впервые описал более глубокое, более духовное отношение к Природе. В книге «Пределы роста» в принципе уже дана безрадостная картина будущего человечества. И поэтому обращение к опыту малых народов сосуществования с окружающей природой является крайне важным. Особо интересен их опыт взаимодействия с окружающей природой, суровым климатом, не дававшим надежд на выживание. Необходимо было слиться с природой, создать «комфортные» условия, позволяющие приспособиться к суровой таежной кочевой жизни. Одними из перспективных форм хозяйствования были признаны охота и оленеводство. Авторы с целью подчеркнуть уникальность изучаемого этноса обращаются к такой немаловажной проблеме, как этногенез тофаларов. По мнению авторов, при решении этого вопроса необходимо опираться на богатый опыт смежных наук, используя методы исследования истории, этнографии, антропологии, язык и фольклор, только так можно найти истоки этногенеза тофаларов. Этнос складывался в результате сложного симбиоза различных патронимических групп в течение долгого исторического времени, но до сих пор остался нерешенным вопрос, когда и как, какими историческими судьбами тофаларские роды образовали единый монолитный этнос, который известен сейчас как тофа. Большое место в работе занимает рассмотрение вклада дореволюционных и современных исследователей в изучение истории, культуры и языка тофаларов. Важно, что в статье показано: работы, написанные дореволюционными учеными, не потеряли своей актуальности и остаются важным источником при изучении материальной и духовной культуры тофаларов. При изучении хозяйственного уклада авторы особо обращают внимание на такие важные и актуальные проблемы, как сохранение оленеводства, традиционных способов охоты. В статье подчеркнута уникальность саянского типа оленеводства в отличие от других имеющихся типов. Авторы, опираясь на лингвистические и фольклорные данные, убедительно доказывают, что исконным у тофаларов было коневодство. Статью завершает обзор появления и проведения праздников с целью сохранения народных знаний.
Ключевые слова:
Список литературы: