Выпуск:
2018. Том 4. №4Об авторах:
Жербер Жюли, аспирант, ассистент кафедры русской и зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; z.zherber@utmn.ruАннотация:
В статье рассматривается образ природы и способы его художественной репрезентации в русской прозе о ГУЛАГе. Объектом исследования становятся «Колымские рассказы» (1967) В. Т. Шаламова, ставшие классикой, и роман «Предел забвения» (2010) известного молодого писателя С. С. Лебедева. Сравнительно-сопоставительный анализ избранных произведений позволяет актуализировать постановку проблемы традиций и новаторства лагерной прозы. Роман Сергея Лебедева — номинант премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер» 2010 г., он переведен на десять языков мира, однако до сих пор практически не изучен, что во многом определяет новизну работы. В результате исследования доказано, что в рассматриваемых произведениях природа раскрывается как конфликтный и двойственный образ, пространство топофобии и топофилии. Амбивалентные черты обнаруживаются в образах различных природных феноменов (колымская земля, угнетенный лес, вечная мерзлота, гора, дерево, камень, гриб, трава и др.). Выявляются способы субъективации и переживания природы, ее функциональность. Показано, как биографический опыт писателей разных поколений трансформируется в события коллективной исторической памяти ГУЛАГа.
Ключевые слова:
Список литературы: