Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №4

Название: 
Предвыборный плакат как креолизованный текст


Для цитирования: Трифонова А. В. Предвыборный плакат как креолизованный текст / А. В. Трифонова, Д. В. Шапочкин // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 4. С. 61-73. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-4-61-73

Об авторах:

Трифонова Александра Викторовна, студентка 4 курса кафедры немецкой филологии, Тюменский государственный университет; trifonowa.a.v@gmail.com

Шапочкин Дмитрий Владимирович, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии, Тюменский государственный университет; d.v.shapochkin@utmn.ru

Аннотация:

В рамках современной политической лингвистики все чаще особое внимание уделяется речевому поведению и политическому имиджу отдельно взятых политических лидеров, их коммуникативным навыкам и анализу прагматических установок, представляемых ими в разного рода СМИ. Политические фигуры активно используют в коммуникации со своими избирателями манипулятивные стратегии и тактики с целью воздействия на свой электорат.

Соответственно, авторы данной статьи, придерживаясь гипотезы о том, что предвыборные плакаты являются креолизованным текстом, обладающим мощным манипулятивным потенциалом и включающим в себя вербальный и невербальный компонент, исследуют на их материале образ А. Меркель, анализируя стратегии и тактики в ее предвыборных кампаниях с 2005 по 2017 г.

Во всех проанализированных предвыборных плакатах для формирования политического имиджа / политического портрета А. Меркель реализуется коммуникативная стратегия манипуляции. Предвыборные плакаты направлены на стремление вызвать доверие у своего электората.

В предвыборных кампаниях в период с 2005 по 2017 г. А. Меркель предстает перед избирателями как многообещающий, амбициозный политический лидер, готовый продолжить хорошие традиции и внести необходимые коррективы в политику страны. В сознании электората создается образ готового к диалогу и взаимодействию политика, достойного кандидата на пост канцлера ФРГ. Особое внимание в предвыборных плакатах уделяется также демонстрации компетентности А. Меркель, ее надежности и активной деятельности. В целом в предвыборных плакатах А. Меркель предстает в качестве достойного кандидата на пост бундесканцлера ФРГ.

Список литературы:

  1. Алтунян А. Г. Анализ политических текстов: учебное пособие / А. Г. Алтунян. М.: Университетская книга; Логос, 2006. 384 с.
  2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов / Е. Е. Анисимова. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 128 с.
  3. Багана Ж. Предвыборный политический дискурс как особая сфера коммуникации / Ж. Багана, Э. А. Бочарова // Вестник РУДН. 2012. № 1. С. 121-125.
  4. Боголюбова Н. М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие / Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева // СПбКО. Санкт-Петербург, 2013. URL: http://velib.com/book/bogoljubova_natalja-bogoljubova_natalja_mikhajjlovna-nikolaeva_julija_vadimovn... (дата обращения: 29.11.2018).
  5. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: моногр. / М. Б. Ворошилова. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 194 с.
  6. Гайкова О. В. Предвыборный политический дискурс как жанр политической коммуникации (на материале английского языка): автореф. дисс. … канд. филол. наук / О. В. Гайкова. Волгоград, 2003. 211 c.
  7. Демосфенова Г. Л. Советский политический плакат / Г. Л. Демосфенова. М.: Искусство, 1962. 443 с.
  8. Загайнов А. В. Понятие имиджа политического лидера: сущность и подходы к определению / А. В. Загайнов // Ученые записки Казанского Государственного Университета. Казань, 2007. № 149. С. 227-239.
  9. Калинин О. И. Политический имидж как объект лингвистических исследований / О. И. Калинин // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Грамота, 2015. № 10 (52). С. 79-83.
  10. Ли Е. В. Реализация стратегии самопрезентации в южнокорейском политическом дискурсе / Е. В. Ли // Политический дискурс в парадигме научных исследований: сб. науч. ст. Тюмень: Вектор Бук, 2015. С. 74-83.
  11. Паршина О. Н. Стратегии и тактики речевого поведения современной политической элиты России: дис. … канд. филол. наук / О. Н. Паршина. Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2005. С. 325.
  12. Пекониди А. В. Конструирование политического имиджа России современными печатными средствами массовой информации в США: автореф. дис. … канд. филол. наук / А. В. Пекониди. Владикавказ, 2012. С. 16-17.
  13. Цаголова В. А. Вербализация образа Канцлера ФРГ Ангелы Меркель (по материалам немецких СМИ): дис. ... канд. филол. наук / В. А. Цаголова. Владикавказ: Северо-Осетинский государственный университет им. К. Л. Хетагурова, 2017. С. 246.
  14. Шапочкин Д. В. Политический дискурс: когнитивный аспект: монография / Д. В. Шапочкин. Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2012. 260 с.
  15. Шапочкин Д. В. Прагматическое значение доминантных когнитивно-речевых тактик в политическом дискурсе А. Меркель / Д. В. Шапочкин // Политический дискурс в парадигме научных исследований. Тюмень, 2016. С. 99-117.
  16. Шапочкин Д. В. Когнитивно-речевые стратегии и тактики в публичных речах бундесканцлера ФРГ А. Меркель / Д. В. Шапочкин, А. А. Андреева // Политический дискурс в парадигме научных исследований. Тюмень, 2014. С. 78-91.
  17. Die Plakate zur Bundestagswahl 2017. URL: https:// www.designtagebuch.de/die-plakate-zur-bundestagswahl-2017/#cdu (дата обращения: 29.11.2018).
  18. Daig I. Male Gender Role Dysfunction: Selbstdarstellung, Geschlechtsrollenstress und Gesundheitsrisiko bei Männern im Altersvergleich / I. Daig. Berlin, 2006. 207 p.
  19. Weber H. Handbuch der Persönlichkeitspsychologie und Differentiellen Psychologie / H.Weber, Th. Rammsayer. Hogrefe Verlag, 2005. 608 p.