Выпуск:
2018. Том 4. №3Об авторах:
Комаров Сергей Анатольевич, доктор филологических наук, профессор, кафедра языкознания и литературоведения, Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия; vitmark14@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-4506-4027Аннотация:
Изучение развития и соотношения явлений различных рядов внутри национальной литературы является одной из приоритетных задач современной филологии, требует поиска и уточнения методического инструментария, а также наработки опыта конкретных исследований, особенно на региональном материале. Сибирский поэт Е. Л. Милькеев (1815-1845), чье литературное наследие еще только начинает изучаться, в своем стихотворении «Демон» (1842) фиксирует демонический комплекс, ориентируясь на разработку этой темы в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, однако вносит в поэтику своего текста ряд индивидуальных художественных решений. Цель настоящей статьи — посредством сочетания системно-целостного, структурно-семиотического и культурологического подходов к анализу литературных явлений обозначить генезис элементов демонического в милькеевском тексте. Обнаруживается, что, пребывая в поисках индивидуальной образности и бессознательно ориентируясь на художественно-эстетические находки А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Е. Л. Милькеев создает гетерогенный образ демона в своем тексте. В нем сочетается объективация демона как носителя определенного сознания (библейская традиция) и изображение его имманентности внутреннему миру другого объекта, носителя другого сознания (античная традиция). В статье впервые фиксируется корреляция процессов, происходящих в субъектно-объектной структуре стиховых и прозаических текстов русских писателей поколения М. Ю. Лермонтова — П. П. Ершова — Е. Л. Милькеева — И. А. Гончарова — А. И. Герцена — И. С. Тургенева.
Ключевые слова:
Список литературы: