Выпуск:
2018. Том 4. №3Об авторе:
Уонг Минь Туан, аспирант кафедры русского языка, общего языкознания и речевой коммуникации, Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург); uongminhtuan@gmail.comАннотация:
Объектом данного исследования является ономастический концепт «Вьетнам». В работе доказывается, что исследуемый концепт может быть определен как концепт-минимум, когнитивная матрица знаний которого заполнена не полностью. Для определения объема вого наполнения концепта в языковом сознании носителя русского языка был использован экспериментальный метод исследования — социолингвистический опрос, в котором приняли участие 457 респондентов разных возрастных групп.
Формат знания топонимического концепта представляет собой когнитивную матрицу, или многоаспектное знание, поэтому анкета содержала 15 вопросов, относящихся к геополитическим знаниям об объекте, а также знаниям о Вьетнаме как социоэтнокультурном феномене. Один вопрос носил оценочный характер и формулировался следующим образом: «Вьетнамцы — какие они, с вашей точки зрения?»
Анализ результатов опроса показал, что анализируемый концепт существует в языковом сознании русских, поскольку преобладающим большинством опрошенных (от 82% до 99%) ментально освоены ядерные когнитивные компоненты концепта «Вьетнам»: концептуальная единица помещена в сетку географических ориентиров, реципиенты знакомы с государственным устройством страны, основной религией, с именами известных политических деятелей. Более полным смысловым объемом информации о Вьетнаме владеет пожилая группа информантов.
Концепт «Вьетнам» отражает динамику мировоззренческих представлений о Вьетнаме в коллективном сознании русских. Концептуализации информации о Вьетнаме, формированию положительной коннотативной зоны концепта способствовали советские СМИ, освещавшие военную помощь СССР Вьетнаму в борьбе против агрессии США. Современное наполнение когнитивной матрицы происходит в области культурных и экономических знаний.
Ключевые слова:
Список литературы: