Реализация концепта «international student» в дискурсе британских СМИ в условиях глобализации

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №3

Название: 
Реализация концепта «international student» в дискурсе британских СМИ в условиях глобализации


Для цитирования: Пономарёва Е. Ю. Реализация концепта «international student» в дискурсе британских СМИ в условиях глобализации / Е. Ю. Пономарёва, А. Ю. Башмакова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 3. С. 40-51. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-3-40-51

Об авторах:

Пономарёва Елена Юрьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; elurpon@gmail.com

Башмакова Анастасия Юрьевна, магистрант 2-го года обучения, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; stukalovaanastasia@gmail.com

Аннотация:

В последние годы современные лингвисты все чаще уделяют внимание вопросам концептуализации внешнего и внутреннего мира. С развитием информационного общества формирование картины мира почти полностью зависит от средств массовой информации. В связи с этим вопрос воздействия, которое оказывают СМИ на процесс формирования концептов в глобальном обществе, становится особенно актуальным. В последние десятилетия во всем мире численность иностранных студентов значительно возросла. Поэтому в условиях глобализации средства массовой информации стали важным элементом, влияющим на общество. Целью настоящего исследования является изучение взаимосвязей между глобализацией высшего образования и средствами массовой информации, а также выявление лингвистических средств, оказывающих влияние на формирование концепта «international student» в британских СМИ. При проведении исследования были использованы лексико-семантический анализ, концептуальный, фреймовый, количественный методы анализа, а также контент-анализ и критический анализ дискурса. Новизна исследования заключается в использовании современных количественных методов для проведения лингвистического анализа. В основу настоящей статьи легло исследование, выполненное в рамках магистерской диссертации. В частности, в ней представлены результаты контент-анализа публикаций онлайн-версии газеты The Guardian в разделе International Student, опубликованных в период с 01.01.2015 по 31.12.2017. Изучение публикаций и их тематических групп в британских СМИ обеспечивает более глубокое осмысление концепта «international student». Результаты исследования демонстрируют сложную структуру и парадигму концепта.

Список литературы:

  1. Гаврилова М. В. Критический дискурс-анализ в современной зарубежной лингвистике / М. В. Гаврилова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 5-22.
  2. Демьянков В. З. Фрейм / В. З. Демьянков // Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М.: Филол. фак. МГУ, 1996. С. 187-189.
  3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Современная английская медиаречь / Т. Г. Добросклонская. М.: Флинта, 2015. С. 123-224.
  4. Минский М. Фреймы для представления знаний / М. Минский. М.: Энергия, 1979.
  5. Семенова А. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / А. В. Семенова, М. В. Корсунская. М.: Институт социологии РАН, 2010. С. 9-48.
  6. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. Языки славянской культуры, 2007.
  7. Тульнова М. А. Динамика развития концепта «индивидуализм» в контексте глобализации / М. А. Тульнова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 7. С. 121-124.
  8. Neuendorf K. A. The Content Analysis Guidebook / K. A. Neuendorf. Sage, 2016.
  9. Schreier M. Qualitative Content Analysis in Practice / M. Schreier. Sage Publications, 2012.