Обучение иноязычному синтаксису: функционально-когнитивный подход (на материале английского языка)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №2

Название: 
Обучение иноязычному синтаксису: функционально-когнитивный подход (на материале английского языка)


Для цитирования: Рахманкулова С. Е. Обучение иноязычному синтаксису: функционально-когнитивный подход (на материале английского языка) / С. Е. Рахманкулова, Н. Е. Ибо, Л. И. Цветкова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 2. С. 71-83. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-2-71-83

Об авторах:

Рахманкулова Светлана Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка переводческого факультета, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова; tsvet.sveta@yandex.ru

Ибо Наталья Евгеньевна, старший преподаватель кафедры методологии, истории и философии науки, Нижегородский государственный технический университет им. Р. А. Алексеева; natusha100@gmail.com

Цветкова Лидия Ивановна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, Институт экономики и управления, Нижегородский государственный технический университет им. Р. А. Алексеева; lida.tsvetkova@mail.ru

Аннотация:

В статье излагается специфика функционально-когнитивного подхода к обучению иноязычному синтаксису.

Цель работы — предложить функционально-когнитивный подход к обучению синтаксису иностранного языка, в частности к формированию навыков и умений построения синтаксически простого высказывания у изучающих английский язык. Задачи исследования заключаются в определении основной единицы обучения синтаксису — синтаксической модели предложения, установлении общих принципов и конкретных способов формирования навыка использования в речи моделей иноязычного предложения с позиций функционально-когнитивного подхода. Исследование основывается на ряде эмпирических методов, применяемых в практике преподавания иностранного языка, анализе опыта преподавания и лингвистических методах функционального анализа, когнитивного моделирования, сопоставительно-контрастивного анализа языкового и речевого материала.

В исследовании показывается, что, в отличие от традиционных методик обучения грамматике, цель обучения иноязычному синтаксису в рамках функционально-когнитивного подхода состоит в усвоении учащимися когнитивных пропозициональных моделей структурирования фрагментов действительности, в том числе метафорических, которые свойственны носителю изучаемого языка и фиксируются синтаксическими моделями простого предложения данного языка. Основные сложности в обучении синтаксису связаны с различиями в использовании синтаксических моделей в речи на родном и иностранном языках для отражения одного фрагмента действительности. В работе обосновывается необходимость использовать при обучении синтаксису иноязычного высказывания принципов опоры на прототип, опоры на метаязык, использующий слова родного языка, учета типологических различий языков и предотвращения межъязыковой интерференции при выборе синтаксической модели для высказывания об определенном типе ситуации действительности.

В итоге в рамках предлагаемого подхода обосновывается модель обучения синтаксису, ориентированная на моделирование процесса концептуализации мира носителем иностранного языка и нацеленная на формирование в сознании обучаемых соответствующих синтаксических концептов.

Список литературы:

  1. Бондарко А. В. Функциональная грамматика / А. В. Бондарко. Л., 1984.
  2. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Психология как объективная наука: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК; М.: Институт практической психологии, 1998. С. 272-317.
  3. Захаров А. А. Двадцать шесть времен — за двадцать шесть минут: Практическое руководство по переводу с английского языка на русский / А. А. Захаров. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2003. 48 с.
  4. Кузьмина С. Е. Понятие «синтаксический концепт» в лингвистических исследованиях / С. Е. Кузьмина // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение. Вып. 66. № 17 (271). 2012. C. 87-90.
  5. Кузьмина С. Е. Простое предложение как средство репрезентации синтаксического концепта: дис. … д-ра филол. наук. / С. Е. Кузьмина. Н. Новгород, 2015. 499 с.
  6. Милашевич В. В. Обучение научно-техническому переводу с английского языка. Логическое изучение грамматики: методические рекомендации / В. В. Милашевич. Владивосток, 1988. 38 с.
  7. Мягкова Е. Ю. Внутренняя грамматика и овладение иностранным языком / Е. Ю. Мягкова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. 2013. № 5. С. 265-272.
  8. Попова З. Д.  Синтаксическая система русского языка в свете теории синтаксических концептов / З. Д. Попова. Воронеж, 2009. 209 с.
  9. Рахманкулова С. Е. Структура простого высказывания на английском языке: учебное пособие / С. Е. Рахманкулова. Н. Новгород: НГЛУ, 2018. 108 с. 
  10. Структура и содержание образовательного стандарта в области иностранного языка на основе компетентностного подхода. Компетенции и критерии оценки. URL: http://www.relod.ru/project_oksbridzh/nauchno_metodicheskie_stati/competent www.relod.ru/teachers_english/clauses/competent
  11. Dik S. C. Functional Grammar / S. C. Dik. Amsterdam: North Holland, 1979. 423 p.