Выпуск:
2018. Том 4. №2Об авторах:
Рахманкулова Светлана Евгеньевна, доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка переводческого факультета, Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова; tsvet.sveta@yandex.ruАннотация:
В статье излагается специфика функционально-когнитивного подхода к обучению иноязычному синтаксису.
Цель работы — предложить функционально-когнитивный подход к обучению синтаксису иностранного языка, в частности к формированию навыков и умений построения синтаксически простого высказывания у изучающих английский язык. Задачи исследования заключаются в определении основной единицы обучения синтаксису — синтаксической модели предложения, установлении общих принципов и конкретных способов формирования навыка использования в речи моделей иноязычного предложения с позиций функционально-когнитивного подхода. Исследование основывается на ряде эмпирических методов, применяемых в практике преподавания иностранного языка, анализе опыта преподавания и лингвистических методах функционального анализа, когнитивного моделирования, сопоставительно-контрастивного анализа языкового и речевого материала.
В исследовании показывается, что, в отличие от традиционных методик обучения грамматике, цель обучения иноязычному синтаксису в рамках функционально-когнитивного подхода состоит в усвоении учащимися когнитивных пропозициональных моделей структурирования фрагментов действительности, в том числе метафорических, которые свойственны носителю изучаемого языка и фиксируются синтаксическими моделями простого предложения данного языка. Основные сложности в обучении синтаксису связаны с различиями в использовании синтаксических моделей в речи на родном и иностранном языках для отражения одного фрагмента действительности. В работе обосновывается необходимость использовать при обучении синтаксису иноязычного высказывания принципов опоры на прототип, опоры на метаязык, использующий слова родного языка, учета типологических различий языков и предотвращения межъязыковой интерференции при выборе синтаксической модели для высказывания об определенном типе ситуации действительности.
В итоге в рамках предлагаемого подхода обосновывается модель обучения синтаксису, ориентированная на моделирование процесса концептуализации мира носителем иностранного языка и нацеленная на формирование в сознании обучаемых соответствующих синтаксических концептов.
Ключевые слова:
Список литературы: