Лингвокогнитивный аспект языковой личности Адриана Моула (на материале произведений Сью Таунсенд)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №2

Название: 
Лингвокогнитивный аспект языковой личности Адриана Моула (на материале произведений Сью Таунсенд)


Для цитирования: Пономарёва О. Б. Лингвокогнитивный аспект языковой личности Адриана Моула (на материале произведений Сью Таунсенд) / О. Б. Пономарёва, П. И. Соколова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 2. С. 57-70. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-2-57-70

Об авторах:

Пономарёва Ольга Борисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры английского языка, Тюменский государственный университет; obponomareva@list.ru

Соколова Полина Ивановна, магистрант, Тюменский государственный университет; polinaria-sun@mail.ru

Аннотация:

Настоящее исследование выполнено в области такого развивающегося лингвистического направления, как лингвоперсонология. Объектом изучения данной дисциплины является языковая личность в различных социальных контекстах, воплощение ее основных характеристик в языке и изучение лингвистических средств их представления.

Данная статья является кратким обзором исследования, посвященного изучению лингвокогнитивных параметров языковой личности английского подростка на примере Адриана Моула — литературного героя книг английской писательницы Сью Таунсенд. В качестве материала были взяты два первых ее романа: «Тайный дневник Адриана Моула, начатый в возрасте тринадцати с половиной лет», «Страдания Адриана Моула».

В основе теоретической базы исследования лежит концепция языковой личности, предложенная Ю. Н. Карауловым. Реализуясь в трехуровневой модели, данный подход позволяет охарактеризовать языковую идентичность в вербальной, лингвокогнитивной и прагматической ипостасях.

Выбранная концепция определяет основополагающий метод исследования — метод структурного моделирования, а также метод лингвостилистического анализа и когнитивного моделирования.

В процессе исследования были выделены тематические группы слов, представляющие собой базу для образования новых семантических единиц посредством деривации. Данный материал (сто двадцать лексических единиц в ста семи микроконтекстах) был сгруппирован в шесть лингвокогнитивных моделей по виду переноса значения. Метафорические и метонимические лингвокогнитивные модели были проанализированы по схеме переноса значения: сфера источника в сферу цели.

Представленные в статье лингвокогнитивные модели позволили охарактеризовать языковую личность английского подростка и выделить ее основные черты и мотивы поведения.

Список литературы:

  1. Апресян Ю. Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка / Ю. Д. Апресян. М.: Наука, 1974. 365 с.
  2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. М.: Советская энциклопедия, 1969. 605 с.
  3. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С. Г. Воркачев // Филологические науки. № 1. 2001. С. 64-72.
  4. Даутова Г. Ф. Теоретическое обоснование когнитивной модели как объекта научного исследования (проблемы, предпосылки, перспективы) / Г. Ф. Даутова // Слово, высказывание, текст в когнитивном, прагматическом и культурологическом аспектах: материалы II Международной научн. конф. 5-6 декабря 2003. Челябинск, 2003. С. 24-27.
  5. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс / В. И. Карасик. М.: Гнозис, 2004. 380 с.
  6. Караулов Ю. Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения / Ю. Н. Караулов, Е. В. Красильникова // Язык и личность. М., 1989. С. 3-10.
  7. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. М.: Наука, 1987. 264 с.
  8. Курилович Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая / Е. Курилович // Очерки по лингвистике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1962. С. 57-70.
  9. Лапшина М. Н. Семантическая деривация в когнитивном аспекте: автореф. дис. д-ра филол. наук. СПб., 1996. 
  10. Пархоменко Т. Н. К вопросу о семантической деривации / М. Н. Лапшина, Т. С. Пархоменко // Вестник Кемеровского государственного университета. Том 4. № 4. Кемерово: Изд-во КГУ, 2012. С. 87-90.
  11. Пономарёва О. Б. Когнитивные и прагмалингвистические аспекты семантической деривации / О. Б. Пономарёва. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2005. 164 с.
  12. Пономарёва О. Б. Субстандартная семантическая деривация: когнитивно-коммуникативный аспект / О. Б. Пономарёва, Н. Ю. Шабалина. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2013. 244 с.
  13. Сухих С. А. Репрезентативная сущность личности в коммуникативном аспекте реализаций / С. А. Сухих, В. В. Зеленская. Краснодар: Изд-во КГУ, 1997. 332 с.
  14. Чудинов А. П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000): монография / А. П. Чудинов. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. 238 c.
  15. Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь / ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.
  16. Altman G. On the Dynamic Approach to Language. Linguistic Dynamics: Discourses, Procedures and Evolution / G. Altman. B.N.Y.: Mouton de Gruyter, 1985. Pp. 181-189.
  17. Ayto J. The Oxford Dictionary of Slang / J. Ayto. Oxford University Press, 1999.
  18. Rudzka-Ostin B. Topics in Cognitive Linguistics / B. Rudzka-Ostin (ed.). Amsterdam & Philadelphia: Benjamins, 1988.
  19. Townsend S. The Secret Diary of Adrian Mole Aged 13¾ / S. Townsend. London: Puffin books, 2002.
  20. Wentworth H. Dictionary of American Slang / H. Wentworth, S. B. Flexner (ed.). New York: Thomas Y. Crowell Company, 1975.