Семиолингвистические параметры категории пространства в художественных описаниях

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №2

Название: 
Семиолингвистические параметры категории пространства в художественных описаниях


Для цитирования: Белозёрова Н. Н. Семиолингвистические параметры категории пространства в художественных описаниях / Н. Н. Белозёрова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 2. С. 8-21. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-2-8-21

Об авторе:

Белозёрова Наталья Николаевна, главный редактор, доктор филологических наук, профессор, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет; eLibrary AuthorID, natnicbel@gmail.com

Аннотация:

Отправной точкой исследования является постулат Ю. М. Лотмана о том, что художественное пространство воплощает авторскую модель мира. Для того чтобы показать, какие семиолингвистические параметры авторской модели регулируют ее воплощение в тексте, выбирается позиция интерпретатора, представленная в структуре знака Ч. С. Пирса и Ч. Морриса. Для демонстрации выбираются рассказ Джеймса Джойса «Прискорбный случай» (“A Painful Case”), рассказ Дэвида Лоджа «Человек, который отказывался покидать постель» (“The Man Who Wouldn’t Get up”) и повесть А. П. Чехова «Степь». В определенной степени эти тексты объединены общим генотипом — они реализуют собой когнитивный двунаправленный процесс трансляции визуального в вербальное и вербального в визуальное, если принимать во внимание перспективу видения читателя (Ю. Лотман). Эти тексты рассматриваются в статье как иконические знаки, вовлеченные в процесс декодирования. Лингвистически иконичность зиждется на общем вербальном строевом элементе текстов: пространство между полями заполнено существительными, которые обозначают либо материальные объекты, либо природные явления, что, согласно исследованиям В. Н. Топорова, является маркером категории художественного пространства. Другие регулятивы художественного воплощения текстов описаний включают модальности восприятия, такие как модальности видимого, слышимого и осязаемого, а также семантические модальности, описанные А. Греймасом, такие как ЗНАТЬ, БЫТЬ, КАЗАТЬСЯ и т. д. Кроме того, в текстах выделяется система ценностей и антиценностей, как системы оппозиций, интегрирующей описательные тексты. Все тексты отмечены синкретизмом пространственного и персонального дейксисов. В рассказе Джеймса Джойса персонаж выстраивает личное пространство своего жилища по образу и подобию своему. В рассказе Дэвида Лоджа читатель наблюдает процесс эмуляции — пространство поглощает героя. В повести А. П. Чехова наблюдается доминирование морфологических нарративных характеристик В. Проппа, преображающих функций-действий, которые совершают как персонажи, так и пространство.

Список литературы:

  1. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. М.: Наука, 1989. 261 с.
  2. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм / А. Ф. Лосев. М.: Искусство, 1979. 815 с.
  3. Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: кн. для учителя / Ю. М. Лотман. М.: Просвещение, 1988. С. 253.
  4. Лотман Ю. М. Избранные статьи / Ю. М. Лотман. Таллин: Александра, 1992. Том 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. 480 с.
  5. Марова Н. Д. Парадигмы интерпретации текста: монография / Н. Д. Марова. В 2 ч. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2006. Ч. 1.
  6. Марова Н. Д. Перспектива текста как парадигма интерпретации / Н. Д. Марова // Вестник МГЛУ. Вып. 554. С. 101-106. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektiva-teksta-kak-paradigma-interpretatsii.pdf
  7. Пропп В. Я. Исторические корни Волшебной Сказки / В. Я. Пропп. М.: Лабиринт, 1998.
  8. Пропп В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. 2-е изд. М.: Наука, 1969. 168 с.
  9. Топоров В. И. Святость и святые в русской духовной культуре / В. И. Топоров. М.: Гнозис, 1995. Том 1. С. 638.
  10. Чехов А. П. Собрание сочинений в двенадцати томах / А. П. Чехов. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. Том 6. Повести и рассказы 1888-1891 гг. С. 16-112.
  11. Чехов А. П. Собрание сочинений в двенадцати томах / А. П. Чехов. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1955. Том 11. Письма 1877-1892 гг. С. 190.
  12. Bardwick J. M. Danger in the Comfort Zone: From Boardroom to Mailroom — How to Break the Entitlement Habit That’s Killing American Business / J. M. Bardwick. New York: AMACOM, 1995.
  13. Greimas A.-J. Pour une théorie des modalités / A.-J. Greimas. 1976. Vol. 10. No 43. Pp.90-107. URL: http://www.persee.fr/doc/lgge_0458-726x_1976_num_10_43_2322 DOI: 10.3406/lgge.1976.2322
  14. Joyce J. A Painful Case / J. Joyce. URL: http://www.online-literature.com/james_joyce/964/
  15. Lodge D. The Man Who Wouldn’t Get Up and Other Stories / D. Lodge. Vintage, 2016. 176 p.
  16. Morris Ch. W. Foundation of the Theory of Signs / Ch. W. Morris // International Encyclopedia of Unified Science. Vol. 1. No 2. Chicago: The University of Chicago Press, 1938. 59 p.
  17. Pierce Ch. S. The Collected Papers of Charles Sanders Pierce / Ch. S. Pierce. Cambridge: Harvard University Press, 1931-1935. Vol. I-VI. MS 380. Of logic as a study of sign; 1873. MS 389. On representations; 1885. Pp. 3-360. On the algebra of logic; 1902. Pp. 2-274. Syllabus; 1902. MS 599. Reason’s rules; 1906. Pp. 4-531.