Выпуск:
2018. Том 4. №1Об авторе:
Неупокоев Игорь Валентинович, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Курганский филиал); neupokoev_i_v@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6485-6428Аннотация:
В статье рассматривается специфика деятельности института попечительства как одного из механизмов содержания дореволюционной начальной светской и церковной школы в территориальных рамках Курганского округа Тобольской губернии. Актуальность исследования может быть связана с актуализацией исторического опыта в деле соучастия различных представителей общества по обеспечению процесса обучения и воспитания подрастающего поколения, а также в необходимости развития и дальнейшего совершенствования такой особенности управления образованием, как его государственно-общественный характер. Школьное попечительство, как правило, не выделялось в самостоятельный научный объект и изучалось в связи с вопросом материального обеспечения училищ или общими вопросами по истории народного образования. Не уделялось внимания и мотивам лиц, которые согласились взять на себя статус попечителя; проблеме нормативной неурегулированности взаимоотношений с учителем, учительницей или законоучителем; способам воздействия должностных светских и церковных лиц на попечителей; реакции самих попечителей на критику субъектов школьного надзора. Автор отмечает отсутствие принципиальных отличий в выполняемых попечителями функций, независимо от ведомственной принадлежности начальных училищ: Министерство государственных имуществ, Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения, Св. Синод; а также на отсутствие какой-либо ответственности попечителей за неисполнение или недобросовестное исполнение своих полномочий. На основе ранее не опубликованных письменных архивных источников отдельно подчеркивается влияние субъективного фактора при реализации попечительских обязанностей и подтверждается значимость соучастия представителей различных сословий общества в полноценном функционировании учебного процесса сельской школы.
Ключевые слова:
Список литературы: