Формирование металингвистических компетенций при управляемом онтогенезе языка

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2018. Том 4. №1

Название: 
Формирование металингвистических компетенций при управляемом онтогенезе языка


Для цитирования: Ульянова О. Б. Формирование металингвистических компетенций при управляемом онтогенезе языка / О. Б. Ульянова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2018. Том 4. № 1. С. 72-86. DOI: 10.21684/2411-197X-2018-4-1-72-86

Об авторе:

Ульянова Ольга Борисовна , кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка, Тюменский государственный университет; eLibrary AuthorID, o.b.ulyanova@utmn.ru

Аннотация:

Статья посвящена проблеме применения металингвистических стратегий в процессе обучения иностранному языку студентов — бакалавров лингвистики в управляемом коллективном образовательном пространстве высшего учебного заведения. Исследование проходит в формате эксперимента с обращением к таким понятиям, как межкультурная коммуникативная компетенция и металингвистические способности. Цель статьи — представить металингвистические стратегии как способ повышения уровня владения иностранным языком и формирования металингвистических компетенций. Цель достигается посредством таких инновационных приемов, как проблемное обучение, критическое восприятие информации, творческий подход и взаимодействие при реализации компонентов коммуникативной компетенции для интенсификации навыков эффективного общения, совершенствования навыка монологической, диалогической речи, дискуссии, презентации или критического комментария любого типа текста. Обзор данных Совета Европы и отечественных исследований, показывающих, что студентам, находящимся вне реальной межкультурной среды, необходимо обладать не только собственно лингвистическими, но и металингвистическими знаниями и умениями, чтобы повысить эффективность общения на иностранном языке. Предлагаемые стратегии металингвистического подхода к восприятию, обработке и представлению информации помогут преодолеть имеющиеся трудности при обучении говорению, сформировать металингвистические компетенции и будут интересны как студентам, так и преподавателям. Предлагаемая автором стратегия повышения эффективности обучения говорению основывается на осознании студентами своих языковых, мыслительных и социальных навыков и умений. В результате проведенного эксперимента мы пришли к выводам о том, что практическое применение метаязыка и универсальных (мета) методов позволило расширить объем обрабатываемой, репродуктивной и продуктивной информации, перейти с базового на высокий уровень мышления, расширить способности к запоминанию информации, наметить перспективу перехода от обучения под руководством учителя к самостоятельному обучению.

Список литературы:

  1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М.: ИКАР, 2009.
  2. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. М.: Академия, 2006. 336 с.
  3. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука // Общественные науки и современность. 2013. № 2. С. 169-176.
  4. Зеленцов Б. П. Формирование мыслительных способностей студентов / Б. П. Зеленцов, И. И. Тятенкова // Непрерывное профессиональное образование: сб. науч. ст. / под науч. ред. Н. В. Фадейкина. Новосибирск: САФБД, 2009. С. 191-192.
  5. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. М.: Издательство ACT, 2010. 261 с.
  6. Усманова А. Огугленное знание: производство и распространение знания в условиях цифрового поворота / А. Усманова // Топос. 2017. № 1-2. С. 7-27.
  7. Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика / А. Н. Щукин. М.: Филоматис, 2004. 416 c.
  8. Anderson L. W. Rethinking Bloom’s Taxonomy: Implication for Testing and Assessment / L. W. Anderson. Columbia: University of South Carolina, 1999.
  9. Bloom B. S. Taxonomy of Educational Objectives; The Classification of Educational Goals / B. S. Bloom. New York: Longman, Green, 1956.
  10. Gombert J. E. Metalinguistic Development / J. E. Gombert. Chicago: University of Chicago Press, 1992. 237 p.
  11. Key Competences for Lifelong Learning. European Reference Framework. URL: http://eur-lex.europa
  12. Webster’s Dictionary. URL: https://www.merriam-webster.com
  13. Willis J. A Framework for Task-Based Learning / J. Willis. Longman, 1996. 183 p.