Воспитание музыкой и театром в древнегреческой педагогической культуре

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
Воспитание музыкой и театром в древнегреческой педагогической культуре


Для цитирования: Пичугина В. К. Воспитание музыкой и театром в древнегреческой педагогической культуре / В. К. Пичугина, С. Ю. Крыхтина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 4. С. 217-228. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-4-217-228

Об авторах:

Пичугина Виктория Константиновна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО (г. Москва); Pichugina_V@mail.ru

Крыхтина Светлана Юрьевна, кандидат педагогических наук, преподаватель МБУ ДО ДМШ № 1 г. Волгограда; Fotina-sk@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена вопросам идеологии, теории и практики воспитания музыкой и театром в древнегреческой педагогике разных периодов ее истории. Одним из основных постулатов в древнегреческой педагогике было то, что музыка является одной из математических наук, которая идеально подходит как для начального обучения детей, так и для воспитания молодежи и даже взрослых. Древнегреческие авторы разных периодов античной истории формулировали оригинальные идеи об обучении музыке и воспитании посредством музыки. Театральная музыка была особым жанром, который опасно изменял традицию классического музыкального образования. Театральная музыка в сочетании с текстом древнегреческой драмы оказывала сильное воспитательное влияние на зрителя. В сочинениях Платона, Аристотеля, Плутарха и других древнегреческих авторов подчеркивается, что обучение музыке и посещение театра является обязанностью получающего образование человека, а воспитание музыкой и театром — это потребность, часто возникающая у него в более позднем возрасте, после окончания обучения. Эту идею активно восприняли и развили древнеримские авторы (в частности, Цицерон и Квинтилиан), утверждавшие для сограждан ценность образования по греческому образцу. Теоретические рассуждения древнегреческих авторов о музыкальном образовании часто не только расходились с реально существовавшей практикой музыкального образования, но и ставили музыку и театр в некоторую воспитательную оппозицию по отношению друг к другу. Однако особенностью древнегреческой педагогической культуры было то, что музыка и театр на протяжении столетий рассматривались как равнозначные инструменты приобщения обучающегося человека к добродетельной жизни.

Список литературы:

  1. Алмазова Н. А. Специальные учебные заведения для музыкантов в Древней Греции / Н. А. Алмазова // Познавая историю музыки прошлого. Владивосток, 2007. С. 65-71.
  2. Аристотель. Политика // Сочинения: в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 376-644.
  3. Аристотель. Поэтика // Сочинения: в 4 т. / пер. с древнегреч.; общ. ред. А. И. Доватура. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 646-680.
  4. Блаватская Т. В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени / Т. В. Блаватская. М.: Наука, 1983. 328 c.
  5. Герцман Е. Античное музыкальное мышление / Е. Герцман. Л.: Музыка, 1986. 224 c.
  6. Греческая эпиграмма / сост. Ф. Петровский и Ю. Шульц, под ред. Ф. Петровского. М.: Художественная литература, 1960. 487 c.
  7. Дионисий Скитобрахион. Поход Диониса и Афины / пер. Д. О. Торшилова по тексту: Диодор Сицилийский. Историческая библиотека // Вопросы классической филологии. Вып. XV. ΝΥΜΦΩΝ ΑΝΤΡΟΝ [Пещера нимф]: сборник статей в честь Азы Алибековны Тахо-Годи / отв. ред. А. И. Солопов. М.: Никея, 2010. С. 574-579.
  8. Квинтилиан. Риторические наставления // Марка Фабия Квинтилиана двенадцать книг риторических наставлений. СПб.: Типография Императорской Российской Академии, 1834. Часть I. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1295581698
  9. Ксенофонт. Домострой / пер. С. И. Соболевского // Воспоминания о Сократе. М.: Наука, 1993. С. 197-262.
  10. Пичугина В. К. Вопросы воспитания поэзией и театральными зрелищами в сочинениях Цицерона / В. К. Пичугина // Теория и практика образования: история и современность: монография. М.: АСОУ, 2016. С. 53-63.
  11. Платон. Законы // Сочинения в 4 т. / под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та: Изд-во О. Абышко, 2007. Т. 3. Ч. 2. С. 89-513.
  12. Плутарх. Застольные беседы / ред. Я. М. Боровский, М. Л. Гаспаров. Л.: Наука. 1990. Кн. 9. 592 с.
  13. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / ред. С. С. Аверинцев. М.: Мысль, 1994. Т. 1. 702 с.
  14. Плутарх. Сравнительные жизнеописания / ред. С. С. Аверинцев. М.: Мысль, 1994. Т. 2. 672 с.
  15. Цицерон. Тускуланские беседы / пер. М. Гаспарова // Цицерон. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1975. С. 207-257.
  16. Forbes G. B. Greek Music and the Aesthetic of the Fifth Century Theatre: A Dissertation Presented to the Graduate Council of the University of Florida in Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy / G. B. Forbes. University of Florida, 1964. 140 р.