О культуре образования и его предметном, метапредметном и метапознавательном уровнях

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №4

Название: 
О культуре образования и его предметном, метапредметном и метапознавательном уровнях


Для цитирования: Халин С. М. О культуре образования и его предметном, метапредметном и метапознавательном уровнях / С. М. Халин // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 4. С. 197-216. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-4-197-216

Об авторе:

Халин Сергей Михайлович, доктор философских наук, профессор кафедры философии, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; khalin.51@mail.ru

Аннотация:

В статье делается попытка охарактеризовать сферу образования как специфическое культурное качество на основе применения авторского определения категории «культура» и авторской концепции метапознания. Автор исходит из понимания культуры как специфически человеческого способа активно-деятельностного освоения действительности, основу которого составляет разумная способность человека, в структуре которой следует выделять три компонента: знания, технологии и ценности. Под метапознанием понимается третий, наряду с естествознанием и социально-гуманитарным познанием, род познания, представляющий собой сферу исследований самого познания. Категория «культура» призвана учитывать всеобщие признаки всякого результата человеческой активности, в частности всеобщие признаки образования. Образование представляет собой такое культурное качество, которое органически связано со всеми сторонами. Под образованием в статье имеется в виду совокупность всех без исключения общественных практик, связанных с передачей всего, что накоплено предыдущими поколениями, новым поколениям: знаний, навыков и умений, технологий любых видов деятельности, а также сложившихся ценностей. Под образованием как сферой всесторонней социализации каждого индивида также имеются в виду не только, а нередко и не столько специализированные институты — дошкольные, школьные, средние специальные, высшие учебные заведения, но и институт семьи, институт дружбы, институты самых разных коллективов, наконец, все виды т. н. окружающей среды, включая «улицу».

Список литературы:

  1. Бергсон А. Два источника морали и религии / А. Бергсон. М., 1994.
  2. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека / Н. А. Бердяев. Париж, 1939.
  3. Бройль Л. де. По тропам науки / Л. де Бройль. М., 1962.
  4. Брокгауз Ф. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия / Ф. А. Брокгкауз, И. А. Ефрон. М.: Эксмо, 2010. 960 с.
  5. Буянов В. С. Научное мировоззрение / В. С. Буянов. М., 1987.
  6. Вернадский В. И. Научная мысль как планетарное явление / В. И. Вернадский // Философские мысли натуралиста. М., 1988.
  7. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. Свердловск, 1991.
  8. Взаимодействие науки и образования в СССР: Методологические аспекты. М.: ИНИОН АН СССР, 1988.
  9. Винер Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М., 1958.
  10. Винер Н. Я — математик / Н. Винер. М., 1967.
  11. Гранин Д. А. Река времени / Д. А. Гранин. М., 1985. 
  12. Гуманитарная культура личности — основа и цель современного образования: монография. СПб.: Союз, 2008. 114 с.
  13. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия / Э. Гуссерль // Вопросы философии. 1986. № 3.
  14. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В. И. Загвязинский. М., 1995.
  15. Калимуллина Г. Х. Культура и культурная политика… вызовы времени / Г. Х. Калимуллина, Д. Д. Калимуллин // Социально-гуманитарные знания. 2017. № 10.
  16. Кант И. Идея всеобщей теории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Сочинения в шести томах / И. Кант. М., 1966. Т. 6.
  17. Капица П. Л. Эксперимент. Теория. Практика / П. Л. Капица. М., 1981.
  18. Кун Т. Структура научных революций / Т. Кун. М., 1975.
  19. Ларошфуко Ф. Суждения и афоризмы / Ф. Ларошфуко, Б. Паскаль, Ж. Лабрюйер. М., 1990.
  20. Лойфман И. Я. Принципы физики и философские категории / И. Я. Лойфман. Свердловск, 1973.
  21. Макиавелли Н. Государь / Н. Макиавелли. М., 1990.
  22. Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 42.
  23. Мир философии. М., 1991. Ч. 2.
  24. О вере и нравственности по учению православной церкви. Изд-во Московской патриархии, 1991.
  25. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: А ТЕМП, 2004. 944 с.
  26. Ракитов А. И. Историческое познание / А. И. Ракитов. М., 1982.
  27. Рассел Б. Почему я не христианин / Б. Рассел. М., 1987.
  28. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2005. 960 с. 
  29. Флоренский П. А. У водоразделов мысли / П. А. Флоренский. Новосибирск, 1991.
  30. Фролов И. Т. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. М., 1986.
  31. Фромм Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М., 1993.
  32. Халин С. М. Культура: знания, технологии, ценности (знания, воления, умения — гуманистический подход) / С. М. Халин // Человек-Философия-Гуманизм: тез. докл. и выступл. Первого Российского филос. конгресса (4-7 июня 1997): в 7 т. СПб., 1997. Т. 6. Философия культуры. С. 194-197.
  33. Халин С. М. Метапознание: Некоторые фундаментальные проблемы / С. М. Халин. Тюмень, 2005. 
  34. Халин С. М. Россия и разумно-преобразовательная природа человека / С. М. Халин // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2012. № 10. С. 38-44.
  35. Халин С. М. Мир сказки и мир идеальной предметности / С. М. Халин // ХХIII Ершовские чтения: межвузовский сб. научн. ст. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013. Ч. 2. С. 79-84.
  36. Хэнзел Ч. Парапсихология / Ч. Хэнзел. М., 1970.
  37. Юнг К. Г. Собрание сочинений / К. Г. Юнг. М., 1994.
  38. Шарден Тейяр де. Феномен человека / Тейяр де Шарден. М., 1965.