Выпуск:
2017. Том 3. №4Об авторе:
Митрофанов Виктор Владимирович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры «Общеобразовательные и специальные дисциплины по юриспруденции», филиал Южно-Уральского государственного университета (НИУ) в Нижневартовске; viktor-n1962@mail.ruАннотация:
Цель исследования была сформулирована так: проанализировать состояние учебных заведений г. Тюмени в середине XIX в. на примере Тюменского уездного училища, Знаменского и Вознесенского приходских училищ. Уточнить численность учащихся в учебных заведениях, качество преподавания и итоги успеваемости. Раскрыть роль губернских чиновников, служивших в системе образования по контролю учебного процесса.
В результате исследования выявлены архивные материалы по истории образования Тюмени. С опорой на них раскрыт процесс образования в ряде учебных заведений города. Закономерный интерес представляют сведения об учебниках и пособиях, которые применялись при реализации программ обучения. Уточнена система оценивания уровня знаний учащихся по предметам, установлены разделы, которые выносились на контроль. Показана роль П. М. Чегиринцова в организации инспекций, на примере отчетов и их разделов выяснена форма делопроизводственной документации. Показаны суммы, выделяемые на финансирование учебных заведений, состояние их материальной базы, библиотек.
Сделаны выводы о том, что система образования г. Тюмени в указанное время развивалась медленными темпами. Численность учащихся была небольшая. Уточнены малоизвестные характеристики учителей, прежде всего одного из крупных организаторов системы образования Тобольской губернии Н. А. Абрамова.
Ключевые слова:
Список литературы: