Анализ опыта совершенствования профессиональных компетенций учителей иностранного языка общеобразовательных школ в системе профессиональной подготовки

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
Анализ опыта совершенствования профессиональных компетенций учителей иностранного языка общеобразовательных школ в системе профессиональной подготовки


Для цитирования: Логинова Е. А. Анализ опыта совершенствования профессиональных компетенций учителей иностранного языка общеобразовательных школ в системе профессиональной подготовки / Е. А. Логинова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 3. С. 277-291. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-277-291

Об авторе:

Логинова Елена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации, Институт истории и политических наук, Тюменский государственный университет; eloginowa@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена проблеме совершенствования профессиональных компетенций учителей иностранного языка и поиску основания для разработки программы переподготовки. Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена тем, что с введением второго иностранного языка (немецкого) в школах появилась нехватка специалистов, владеющих профессиональной компетенцией преподавания второго иностранного языка (немецкого) на достаточном уровне, а также затруднения повышения квалификации учителей ЯНАО (Ямало-Ненецкого автономного округа) ввиду его географической удаленности. Цель статьи заключается в сравнении данной проблемы в России и за рубежом, обосновании целесообразности реализации программы совершенствования профессиональной компетенции учителей немецкого языка общеобразовательных школ за короткий период времени для дальнейшей работы в качестве тренера-преподавателя в условиях системы профессиональной подготовки. Анализ теоретической и методической литературы позволил рассмотреть понятие «профессиональной компетенции» и разработать программу переподготовки учителей. Основными подходами к изучению данного вопроса являются исследование продуктов деятельности учителей, анкетирование, тестирование и метод статистической обработки результатов. Материалы этой статьи могут быть полезны для студентов педагогического вуза, учителей.

Список литературы:

  1. Анискина Н. Н. Образование длиною в жизнь / Н. Н. Анискина // Стандарты и качество. 2011. № 5. С. 78.
  2. Васягина Н. Н. Обучение взрослых: опыт и перспективы / Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. 2012. № 2-5.
  3. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 2001. 240 с. 
  4. Гаранина В. В. Особенности содержания образования и методов обучения в системе повышения квалификации / В. В. Гаранина // Мир образования — образование в мире. 2012. №1. С. 212-213. 
  5. Пассов Е. И. Урок иностранного языка / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлёва. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 640 с.
  6. Сафонова В. В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования / В. В. Сафонова // Язык и культура. Томск. 2014. № 1 (25). С. 123-141.
  7. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография / Е. Н. Соловова // Сер. «Профессия: учитель». М.: Глосса-Пресс, 2004. 336 c.
  8. Соловова Е. Н. Современные подходы к определению профессиональной квалификации преподавателей иностранного языка / Е. Н. Соловова, С. В. Боголепова // Иностранные языки в школе. 2017. № 4. С. 36-45.
  9. Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий / П. В. Сысоев // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С.2-11. 
  10. Штыкова Н. В. Программа курсов профессиональной переподготовки «Совершенствование профессиональных компетенций учителей немецкого языка общеобразовательных школ» / Н. В. Штыкова // Тюмень: Издательство Тюменского гос. ун-та, 2016. 15 с.
  11. Council of Europe Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, Assessment. Council of Europe. 2011. 273 p. URL: https://www.coe.int/t/dg4/linguistic/source/framework_en.pdf (дата обращения: 05.07.2017).
  12. Ende K. DLL 06: Curriculare Vorgaben und Unterrichtsplanung / K. Ende, R. Grotjahn, K. Kleppin, I. Mohr. München: Goethe-Institut, Klett-Langenscheidt,, 2014. 152 S.
  13. Friese O. Diagnose beruflich-fachlicher Handlungskompetenz. Konzeption und Erprobung eines Diagnoseverfahrens auf Basis von Handlungsstrukturanalysen in der beruflichen Weiterbildung / O. Friese. Hamburg: Band 39, Verlag Dr. Kovac, 2011. 258 S.
  14. Pagonis G. 2014: Zur Eignung von expliziter Formfokussierung in der schulischen DaZ-Vermittlung / G. Pagonis // Linguistisch 2 fundierte Sprachförderung und Sprachdidaktik. Grundlagen, Konzepte, Desiderate / G. Pagonis, H. Klages. Berlin; Boston: De Gruyter Mouton, 2014. Band 7. 274 S.
  15. Rösler D. DLL 05: Lernmaterialien und Medien / D. Rösler, N. Würfell. München: Goethe-Institut, Klett-Langenscheidt, 2014. 192 S.
  16. Woodward T. Models and Metaphors in Language Teacher Training: Loop Input and Other Strategies (Cambridge Teacher Training and Development) / T. Woodward. Taschenbuch Verlag: Cambridge University Press, Februar 1991. 255 p.