Концептуальные подходы к моделированию содержания естественнонаучного образования студентов социально-гуманитарных направлений подготовки в вузе

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
Концептуальные подходы к моделированию содержания естественнонаучного образования студентов социально-гуманитарных направлений подготовки в вузе


Для цитирования: Игнатова В. А. Концептуальные подходы к моделированию содержания естественнонаучного образования студентов социально-гуманитарных направлений подготовки в вузе / В. А. Игнатова, С. Б. Игнатов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 3. С. 222-232. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-222-232

Об авторах:

Игнатова Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры моделирования физических процессов и систем, Тюменский государственный университет; ignatoff.se2017@yandex.ru

Игнатов Сергей Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий, Тюменский индустриальный университет; ignatoff.se2017@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассматриваются возможности и средства повышения уровня естественнонаучной подготовки студентов социально-гуманитарных подразделений вузов. На основе анализа концептуальных подходов ряда исследователей к решению проблемы и собственного педагогического опыта авторы разработали комплекс методических средств, включающий основной курс «Современная научная картина мира», систему элективных интегрированных курсов, более глубоко раскрывающих отдельные разделы основного курса, и набор междисциплинарных мобильных модулей. В качестве содержательного ядра комплекса авторы предлагают использовать познавательные модели постнеклассической науки. В работе описаны структура и содержание комплекса, представлены дидактические основания его моделирования.

В рамках пилотного проекта комплекс прошел опробование в 2011-2015 гг. в группах студентов первого курса социально-гуманитарных подразделений вузов Тюменской области. Для оценки учебных достижений студентов был разработан диагностический инструментарий. Диагностировались: динамика естественнонаучных знаний, навыки их переноса в другие предметные области, владение понятийно-категориальным аппаратом постнеклассической науки, умение оперировать им и использовать его для описания поведения социально-гуманитарных систем. Наряду с этим фиксировались изменения показателей, характеризующих социально-личностные качества обучающихся. Количественная оценка влияния вводимых новаций на учебные достижения студентов осуществлялась с использованием методик, принятых в психолого-педагогических исследованиях.

Результаты проведенных авторами диагностических исследований позволяют утверждать, что предложенный ими комплекс методических средств оказывает существенное влияние на позитивную динамику выделенных показателей, способствует пониманию значимости естественных наук для профессиональной деятельности и развитию интереса к их изучению.

Список литературы:

  1. Буданов В. Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и образовании / В. Г. Буданов. М.: Книжный дом, 2009. 240 с.
  2. Виненко В. Г. Системно-синергетическое моделирование в непрерывном образовании педагога: дис. д. п. н. / В. Г. Виненко. Саратов, 2001. 322 с.
  3. Гапонцева М. Г. Интегративный подход в содержании непрерывного естественнонаучного образования: дис. к. п. н. / М. Г. Гапонцева. Екатеринбург, 2002. 206 с.
  4. Загвязинский В. И. Количественные и качественные методы в педагогических и психологических исследованиях / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Р. Атаханов и др. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 246 с.
  5. Зорина Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования / Л. Я. Зорина // Педагогика. 1996. № 4. С. 105-109.
  6. Игнатов С. Б. Образование для устойчивого развития: моделирование и структурирование содержания естественнонаучной подготовки гуманитария / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1. № 3 (3). C. 233-240.
  7. Игнатов С. Б. Современная научная картина мира: учебник / С. Б. Игнатов, В. А. Игнатова. Тюмень: Тюменский государственный нефтегазовый университет, 2010. 240 с.
  8. Игнатова В. А. Идеи синергетики и педагогика / В. А. Игнатова // Наука и школа. 2001. № 3. С. 9-15.
  9. Камалеева А. Р. Моделирование системы работы по формированию естественнонаучных компетентностей у студентов-гуманитариев / А. Р. Камалеева // Alma mater. 2010. № 4. С. 36-42.
  10. Моисеев Н. Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление / Н. Н. Моисеев // Общественные науки и современность. 1993. № 2. C. 63-75.
  11. Пурышева Н. С. Концепция учебника нового поколения курса «Естествознание» / Н. С. Пурышева, В. Л. Матросов, И. В. Разумовская, С. К. Пятунина, В. В. Маландин // Наука и школа. 2013. № 3. С. 9-10.
  12. Станкевич П. В. Теория и практика подготовки бакалавра в системе многоуровневого естественнонаучного образования / П. В. Станкевич. СПб.: ТЕССА, 2006. 164 с.
  13. Старостина С. Е. Естественнонаучное образование студентов гуманитарных направлений подготовки в условиях интеграции научного знания / С. Е. Старостина. Чита, 2012. 472 с.
  14. Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения / М. А. Чошанов. М.: Народное образование, 1996. 160 с. 
  15. Sustainable Development Begins with Education. How Education Can Contribute to the Proposed Post-2015 Goals. Paris: UNESCO, 2014. 20 p.