Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №3

Название: 
Язык запаха в повести И. С. Тургенева «Вешние воды»


Для цитирования: Рогачёва Н. А. Язык запаха в повести И. С. Тургенева «Вешние воды» / Н. А. Рогачёва, Хуэйсинь Цзи // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 3. С. 80-93. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-3-80-93

Об авторах:

Рогачева Наталья Александровна, доктор филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русской литературы, Институт филологии и журналистики, Тюменский государственный университет; n.a.rogacheva@utmn.ru

Цзи Хуэйсинь, аспирант, кафедра русской литературы, Институт филологии и журналистики, Тюменский государственный университет; 158422530@qq.com

Аннотация:

В статье рассматривается ольфакторное пространство повести И. С. Тургенева «Вешние воды», структура, функции, символический и психофизиологический смысл обонятельной образности. В ряду исследований, посвященных данному вопросу, не выявлен конфликтный характер языка запаха в прозе Тургенева как результат совмещения в одном образе точек зрения повествователя и персонажа, множественных отсылок к художественным и научным текстам. Основное внимание уделено субъектной организации ситуаций обонятельного восприятия, роли языка запаха в нарративной структуре повести. Одорическая образность «Вешних вод» выполняет сюжетообразующую функцию, служит для выражения социального, психологического, философского конфликта. В языке запаха отражены перипетии любовного сюжета, через ольфакторные признаки выявлена антитеза главных женских персонажей. Ольфакторные мотивы соотнесены с художественной оптикой повести, в первую очередь с визуальной образностью. Предметом художественного осмысления Тургенева является сама способность восприятия, где обоняние служит мотивировкой поступков, не контролируемых персонажем, одновременно относится к области реального и мистического. Вопрос о психофизиологических мотивировках поведения человека и о внешних механизмах, управляющих психической деятельностью, широко обсуждался в середине XIX в. и нашел отражение в письмах Тургенева. Ольфакторная поэтика «Вешних вод» формируется на контрастном совмещении разных дискурсов — медицинского, литературно-художественного, мифологического и исторического, связанного с повседневным миром середины XIX в., что позволяет рассматривать тургеневскую прозу семидесятых годов как переходную форму от реализма к модернизму.

Список литературы:

  1. Алексеев М. П. Споры о стихотворении «Роза» / М. П. Алексеев // Пушкин. Сравнительно-исторические исследования / М. П. Алексеев. Л.: Наука, 1972. С. 326-377.
  2. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. / А. Н. Афанасьев. М.: Индрик, 1994. Т. 2. 796 с.
  3. Бахтин М. М. Слово в романе / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики / М. М. Бахтин. М.: Художественная литература, 1975. С. 72-233.
  4. Бельская А. А. «Отцы и дети» И. С. Тургенева: одоризм как средство создания женских образов романа / А. А. Бельская // Ученые записки Орловского государственного университета. 2016. № 2 (71). С. 78-87.
  5. Вайнштейн О. Б. Историческая ароматика: одеколон и пачули / О. Б. Вайнштейн // Ароматы и запахи в культуре: в 2 кн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Кн. 2. С. 436-462.
  6. Волков И. О. «Итальянский текст» в повести И. С. Тургенева «Вешние воды» (1871) / И. О. Волков // Вестник Томского государственного университета. 2017. № 418. С. 5-13.
  7. Двинятин Ф. Н. Мускус и камфора. «Отъ меня вечоръ Леила» Пушкина: структура текста и поэтическая традиция / Ф. Н. Двинятин // Slavica revalensia. 2016. Т. 3. С. 29-47. DOI: 10.22601/SR.2016.03.02
  8. Зыховская Н. Л. Запах как принцип «художественного досье» в прозе Тургенева / Н. Л. Зыховская // Путь науки. 2014. № 6. С. 63-65.
  9. Зыховская Н. Л. Ольфакторий русской прозы XIX века: дис. … д-ра филол. наук / Н. Л. Зыховская. Екатеринбург: Б. и. 2016. 518 с.
  10. Зыховская Н. Л. Ольфакторные метафоры в прозе Тургенева / Н. Л. Зыховская // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук: материалы 67-ой. Науч. конф. Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2015. С. 420-423.
  11. Измайлов А. А. Помрачение божков и новые кумиры. Репринтное издание 1910 г. / А. А. Измайлов. М.; Берлин: Direct-MEDIA, 2015. 262 с.
  12. Козубовская Г. П. «Вешние воды» И. С. Тургенева и семантическая поэтика / Г. П. Козубовская // Проблемы развития современной науки: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. Пермь: Изд-во ИП Сигитов, 2016. С. 122-127.
  13. Козубовская Г. П. Мифологема запаха в романе И. С. Тургенева «Дым» / Г. П. Козубовская, Е. Н. Фадеева // Культура и текст. 2004. № 7. С. 158-167.
  14. Корбен А. Миазм и нарцисс (главы из книги). Ароматы частной жизни / А. Корбен; перевод Е. Ляминой и М. Божович // Ароматы и запахи в культуре: в 2 кн. М.: Новое литературное обозрение, 2003. Кн. 1. С. 362-408.
  15. Курляндская Г. Б. Психологизм в повести Тургенева «Вешние воды» / Г. Б. Курляндская // Спасский вестник: альманах. 2002. № 9. С. 5-20.
  16. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени / М. Ю. Лермонтов. М.: АН СССР, 1962. 228 с. (Литературные памятники).
  17. Пироговская М. М. Ольфакторный код и воспитание чувствительности в русской городской культуре 1860-1900-х годов: дис. … канд. истор. наук / М. М. Пироговская. СПб.: Б. и., 2015. 296 с. URL: www.kunstkamera.ru/files/doc/diss/pirogovskaya_dissertation.pdf (дата обращения: 15.03.2017).
  18. Пумпянский Л. В. Тургенев-новеллист / Л. В. Пумпянский // Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы / Л. В. Пумпянский. М.: Языки славянской культуры, 2000. С. 427-448.
  19. Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы) / В. Н. Топоров. М.: РГГУ, 1998. 192 с.
  20. Трофимова Т. Б. Тургенев и Данте (К постановке проблемы) / Т. Б. Трофимова // Русская литература. 2004. № 2. С. 169-182.
  21. Трофимова Т. Б. «Как хороши, как свежи были розы…» (образ розы в творчестве И. С. Тургенева) / Т. Б. Трофимова // Русская литература. 2007. № 4. С. 127-138.
  22. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Письма: в 18 т. / И. С. Тургенев. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Наука, 1999. Т. 11: 1871-1872. 
  23. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Сочинения: в 12 т. / И. С. Тургенев. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Наука, 1978-1986.
  24. Шопенгауэр А. Избранные работы / А. Шопенгауэр. М.: Просвещение, 1992. 477 с.
  25. Эткинд Е. Г. «Внутренний человек» и внешняя речь (Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX веков / Е. Г. Эткинд // Психопоэтика. СПб.: Искусство-СПб, 2005. С. 17-396.
  26. Classen C. Aroma: The Cultural History of Smell / C. Classen, D. Howes, A. Synnot. London & New York : Routledge, 1994. 256 p.
  27. Rindisbacher H. The Smell of Books. A Cultural-Historical Study of Olfactory Perception in Literature / H. Rindisbacher. Michigan: Ann Arbor, University of Michigan Press, 1992. 371 p.