Выпуск:
2017. Том 3. №3Об авторе:
Белозёрова Наталья Николаевна, доктор филологических наук, профессор, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет; eLibrary AuthorID, natnicbel@gmail.comАннотация:
В данной статье рассматриваются два отрывка из 15-го эпизода «Улисс» (Цирцея) как пародия на утопические модели, которые начали реализовываться в начале XX в. Такие утопические архетипы, как пространство, катастрофа, хаос и Спаситель, привлекаются как основной фокус анализа. Контекст утопической модели Блума представлен в виде игры, которая движется в сознании главных персонажей, претерпевая бесконечные метаморфозы. В этих отрывках Леопольд Блум играет ритуальную роль суверена, реализуя архетип Спасителя, который после коронования сразу начинает трансформировать свое царство, тем самым приводя в жизнь архетипы катастрофы и силой превращая Хаос в Порядок. Для прототипной основы утопической модели Блума Джойс выбрал Библейский Новый Иерусалим, объединив его с реальным Дублином, который в тексте номинально травестирован в Новый Блумусалим. Методы дискурсивного преобразования включают плотный интертекстуальный кластер и описанное М. Фуко количество дискурсивных оппозиций. Все эти дискурсивные преобразования вызваны превращением «произнесенного» в «видимое», процесс, обращенный (как считал Лотман) к созданию дискурса, и возможный только тогда, когда подсознательное переходит в сознательное.
Ключевые слова:
Список литературы: