Особенности функционирования инклюзивного пропедевтического центра

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
Особенности функционирования инклюзивного пропедевтического центра


Для цитирования: Малярчук Н. Н. Особенности функционирования инклюзивного пропедевтического центра / Н. Н. Малярчук, Г. М. Криницына // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 248-259. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-248-259

Об авторах:

Малярчук Наталья Николаевна, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Институт психологии и педагогики, Тюменский государственный университет; malarchuknn@rambler.ru

Криницына Галина Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования, Тюменский государственный университет; galinakrinicyna@gmail.com

Аннотация:

Цель статьи — показать необходимость создания центра инклюзивного образования, реализующего в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) пропедевтические технологии. Методология и методики: философия инклюзивного образования, теоретические методы исследования (историко-логический, сравнительно-сопоставительный и аналитический).

Показана необходимость социально-пропедевтических технологий в обучении детей с ОВЗ. Охарактеризованы социально-нравственные и организационно-методические принципы деятельности инклюзивного пропедевтического центра. Выявлены особенности функционирования пропедевтического инклюзивного центра: 1) осуществление научно-исследовательской деятельности в сфере инклюзии, дефектологии и логопедии; 2) координация сетевого взаимодействия между образовательными организациями, медицинскими и социальными учреждениями по обмену опытом инклюзивного образования детей с ОВЗ.

Научная новизна заключается, во-первых, в анализе реализации инклюзивного образования с позиций экстенсивного пути, особенностями которого является создание физической среды, адаптированной к нуждам лиц с особыми образовательными потребностями (ООП), и вовлечение в образовательный процесс дополнительных кадровых ресурсов; во-вторых, в выявлении образовательных барьеров у детей с ООП разных гетерогенных групп, с акцентом на риск формирования у них социального иждивенчества; в-третьих, в характеристике интенсивного пути развития инклюзивного образования, связанного с запуском механизмов интенсификации компенсаторных способностей детей с ОВЗ в дошкольном возрасте.

Практическая значимость исследования заключается в создании инклюзивного пропедевтического центра, одна из задач которого — подготовка детей дошкольного возраста с ОВЗ разных гетерогенных групп к систематическому обучению в школе; в реализации пропедевтических инклюзивных технологий в обучении детей с ООП на базе центра речевого развития.

Список литературы:

  1. Волосникова Л. М. К вопросу о теории и практике инклюзивного образования / Л. М. Волосникова, В. М. Чимаров, Н. Н. Малярчук // Валеология. 2015. № 1. С. 37-42. 
  2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский // Вестник Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. № 4. С. 5-18. 
  3. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография / В. И. Загвязинский. М.: Логос, 2014. 140 с. 
  4. Инклюзивное образование в России: Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011. 84 с. 
  5. Коменский Я. А. Материнская школа / Я. А. Коменский // Избранные педагогические сочинения. Т. 1. М., 1982. 
  6. Криницына Г. М. Ресурсы социального партнерства в инклюзивном пространстве: из опыта работы негосударственного Центра речевого и познавательного развития «Речь» / Г. М. Криницына, Н. Н. Малярчук; под ред. Н. М. Прусс // Международный Конгресс практиков инклюзивного образования, приуроченный к 20-летию обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья Университетом управления «ТИСБИ» (г. Казань, 15-17 февраля 2016 г.). Казань: Университет управления «ТИСБИ», 2016. С. 200-205. 
  7. Криницына Г. М. Педагогическая технология формирования самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии: дисс. канд. пед. наук / Г. М. Криницына. Екатеринбург, 2009. 244 с. 
  8. Малофеев Н. Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения (по материалам Доклада Европейского агентства по развитию специального образования) / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 2005. № 5. С. 3-18. 
  9. Малярчук Н. Н. Предупреждение социального иждивенчества лиц с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного образования / Н. Н. Малярчук, Г. М. Криницына, Л. П. Пащенко // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сб. статей: — Ялта: РИО ГПА. 2016. Вып. 53. Ч. IV. С. 84-90. 
  10. Нейропсихологическая школа А. Р. Лурия // Вопросы психологии. 1997. № 5. 
  11. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов; под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова; 24-е изд., испр. М.: ОНИКС 21 век; Мир и образование, 2005. 896 с. 
  12. Попкова Т. Д. Потребности людей с инвалидностью и социальная политика государства: векторы интересов / Т. Д. Попкова, Ю. В. Сухарова // Educatio. 2015. № 6(13). С. 3. 
  13. Сидорина Т. Социальное иждивенчество — обратная сторона благоденствия / Т. Сидорина, О. Тимченко // Отечественные записки. 2012. № 5(50). URL: http://www.strana-oz.ru/2012/5/ot-redakcii 
  14. Ушинский К. Д. Детский мир // В кн.: Ушинский К. Д. Собрание сочинений в 11 т. М-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1949. Т. 4. 678 c. 
  15. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# 
  16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ 
  17.  Forlin C. Teacher preparation for inclusive education: Increasing knowledge but raising concerns / C. Forlin, D. Chambers // Asia-Pacific Journal of Teacher Education. 2011. Vol. 39. Nо 1. URL: http://www.academia.edu/1385196/ DOI: 10.1080/1359866X.2010.540850
  18. Inclusive Education: Improving Education Policies and Systems: Materials of the international confer¬ence, 19-20 June 2008. St. Petersburg: Herzen University Publishing House, 2008. P. 129. URL: http://www.ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/Inclusive_Education/Documents/st_pet_conference_incl... 
  19. Liventseva N. A. Problems of implementation of inclusive education in the USA and European countries / N. A. Liventseva. // Journal of Modern Foreign Psychology / 2012. Vol. 1. No 1. P. 20. URL: http://psyjournals.ru/en/jmfp/2012/n1/51428.shtml