Античное педагогическое наследие в содержании высшего педагогического образования

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
Античное педагогическое наследие в содержании высшего педагогического образования


Для цитирования: Пичугина В. К. Античное педагогическое наследие в содержании высшего педагогического образования / В. К. Пичугина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 213-224. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-213-224

Об авторе:

Пичугина Виктория Константиновна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО (г. Москва); Pichugina_V@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена вопросам назревающей необходимости кардинального изменения историко-педагогического компонента в содержании высшего педагогического образования, оттесненного новым поколением государственных стандартов на периферию. В статье обозначены парадоксы, катализирующие этот процесс, которые становятся явными при анализе путей и способов включения античного педагогического наследия в содержание высшего педагогического образования. Первый парадокс связан с триадой «хронология-методология-технология» и акцентирует внимание на особенностях структурирования и содержательного наполнения историко-педагогических разделов и спецкурсов. Для изменений в этой сфере государственный стандарт предоставляет преподавателю достаточно широкий перечень степеней свободы. Второй парадокс связан с триадой «традиция-инновация-сентенция» и возникает из разницы между отечественными и зарубежными стратегиями подачи античного педагогического наследия студентам педагогических специальностей, нашедшей отражение в учебных текстах (учебники, учебные пособия, антологии и хрестоматии по истории педагогики и образования).

Изменения в этой области требуют кардинального пересмотра традиционной логики подачи историко-педагогического материала, которая прочно закрепляет его ценность для формирования общекультурных, но не профессиональных компетенций студента. Третий парадокс связан с триадой «мифология-терминология-институция» и акцентирует внимание на неоправданном сужении или, напротив, расширении контекста, в который оказываются помещены тексты об античном педагогическом прошлом. Охватить этот контекст студенту, руководствующемуся только учебными целями, не представляется возможным. Изменения в этой области связаны с исследовательской деятельностью на доступном для студента и допустимом на уровне государственного стандарта уровне сложности, обусловливающем полноценное усвоение историко-педагогического содержания в рамках многочисленных педагогических разделов и спецкурсов.

Список литературы:

  1. Вульф К. Антропология воспитания / К. Вульф. М.: Праксис, 2012. 295 с.
  2. Пичугина В. К. Основные подходы к пониманию истории педагогики / В. К. Пичугина // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 2. С. 22-33.
  3. Anthology of Classical Myth: Primary Sources in Translation / edited by S. M. Trzaskoma, R. S. Smith, S. Brunet. Second edition. Indianapolis; Cambridge: Hackett Publishing Company, 2016. 548 р.
  4. Bailyn B. Education in the Forming of American Society / B. Bailyn. New York: Vintage Books, 1960. 69 р.
  5. Banta M. Why Use Anthologies? or One Small Candle Alight in a Naughty World / M. Banta // American Literature, 1993. Vol. 65. No 2. Pp. 330-334. DOI: 10.2307/2927347
  6. Cremin L. A. The Wonderful World of Ellwood Patterson Cubberley: An Essay on the Historiography of American Education / L. A. Cremin. N.Y.: Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University, 1965. 81 р.
  7. Featherstone S. An Anthology of Educational Thinkers. Putting theory into practice in the early years / S. Featherstone. L.: Bloomsbury Publishing, 2016. 311 p.
  8. Greek and Roman Education: A Sourcebook. Routledge Sourcebooks for the Ancient World / edited by M. Joyal, I. McDougall, J. C. Yardley. London/New York: Routledge, 2009. 292 р.
  9. Homosexuality in Greece and Rome: A Sourcebook of Basic Documents / edited by T. K. Hubbard. University of California Press, Berkeley and Los Angeles, California, 2003. 558 р. DOI: 10.1525/california/9780520223813.001.0001
  10. Monroe P. Source Book of the History of Education for the Greek and Roman Period / P. Monroe. New York and London: Macmillan, 1901. 515 p.
  11. Philosophy of Education: An Anthology / edited by R. Curren. Maiden: Wiley-Blackwell, 2006. 608 p.
  12. Readings in the history of education a collection of sources and readings to illustrate the development of educational practice, theory, and organization / edited by Ellwood P. Cubberley, Cambridge-Massachusetts: Houghton Mifflin Company, 1920. 684 р.
  13. Women's Life in Greece and Rome: a Source Book in Translation / edited by M. R. Lefkowitz, M. B. Fant. Fourth edition (first published 1982). Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016. 457 р.