Выпуск:
2017. Том 3. №2Об авторе:
Пичугина Виктория Константиновна, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО (г. Москва); Pichugina_V@mail.ruАннотация:
Статья посвящена вопросам назревающей необходимости кардинального изменения историко-педагогического компонента в содержании высшего педагогического образования, оттесненного новым поколением государственных стандартов на периферию. В статье обозначены парадоксы, катализирующие этот процесс, которые становятся явными при анализе путей и способов включения античного педагогического наследия в содержание высшего педагогического образования. Первый парадокс связан с триадой «хронология-методология-технология» и акцентирует внимание на особенностях структурирования и содержательного наполнения историко-педагогических разделов и спецкурсов. Для изменений в этой сфере государственный стандарт предоставляет преподавателю достаточно широкий перечень степеней свободы. Второй парадокс связан с триадой «традиция-инновация-сентенция» и возникает из разницы между отечественными и зарубежными стратегиями подачи античного педагогического наследия студентам педагогических специальностей, нашедшей отражение в учебных текстах (учебники, учебные пособия, антологии и хрестоматии по истории педагогики и образования).
Изменения в этой области требуют кардинального пересмотра традиционной логики подачи историко-педагогического материала, которая прочно закрепляет его ценность для формирования общекультурных, но не профессиональных компетенций студента. Третий парадокс связан с триадой «мифология-терминология-институция» и акцентирует внимание на неоправданном сужении или, напротив, расширении контекста, в который оказываются помещены тексты об античном педагогическом прошлом. Охватить этот контекст студенту, руководствующемуся только учебными целями, не представляется возможным. Изменения в этой области связаны с исследовательской деятельностью на доступном для студента и допустимом на уровне государственного стандарта уровне сложности, обусловливающем полноценное усвоение историко-педагогического содержания в рамках многочисленных педагогических разделов и спецкурсов.
Ключевые слова:
Список литературы: