К проблеме ценностно-смыслового становления личности будущего педагога

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
К проблеме ценностно-смыслового становления личности будущего педагога


Для цитирования: Бабошина Е. Б. К проблеме ценностно-смыслового становления личности будущего педагога / Е. Б. Бабошина // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 199-212. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-199-212

Об авторе:

Бабошина Елена Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Курганский государственный университет; ebaboshina@rambler.ru

Аннотация:

В современном образовании не первое десятилетие идет развитие культурологической парадигмы (В. Л. Бенин, И. Е. Видт, В. И. Загвязинский, А. С. Запесоцкий, О. С. Задорина, А. Ф. Закирова, М. Н. Дудина, Н. Б. Крылова, Н. В. Наливайко, В. А. Сластенин и др.). Большое значение придается целям образования. В первую очередь речь идет о замене информационно-знаниевого подхода на ценностные и смысловые основы познания. Актуальность проблемы связана с выходом на активное творение культуры в обществе, с преодолением в нем технократических процессов. Важно понимать, что культуротворчество в образовании происходит как человекотворчество в культуре.

Ведущая роль в социальных изменениях принадлежит педагогу — субъекту такого творчества, поэтому актуальность становления человека культуры касается именно педагогического образования. Несмотря на остроту, вопрос остается во многом открытым, в частности, в определении механизмов и содержания становления субъекта культуры. Считаем, что решение проблемы затрагивает анализ как педагогической, так и культурологической науки, связано с психологией процесса и его философией. Автор делится теоретическими и методическими результатами исследования становления человека культуры в образовании, предлагается авторское видение аспектов становления как культуросообразного преобразования личности специалиста.

Цель статьи — показать актуальное значение обращения к ценностям и смыслам в педагогическом образовании, а также отдельные возможности культурного становления личности педагога. Методология и методики: философия образования, теоретические методы исследования (логический, сравнительно-сопоставительный, аналитический, восхождения от абстрактного к конкретному).

Научная новизна заключается, во-первых, в анализе ценностно-смыслового становления личности в профессиональном образовании как задачи культурологической подготовки специалиста на основе изучения культуросообразных особенностей процесса, во-вторых, в анализе этапов культуросообразного становления студента как педагога в его личностном преобразовании. Практическая значимость статьи состоит в предложенных в ней уровнях, механизмах культуросообразного становления педагога.

Список литературы:

  1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А. Асмолов; 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 528 с.
  2. Бенин В. Л. Бег носорога (ход и исход реформы образования в России) / В. Л. Бенин // Инновационные процессы в образовании: стратегия, теория и практика развития: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2013. Т. 2. С. 219-221.
  3. Бердяев Н. А. Человек. Микрокосм и макрокосм (Отрывки) / Н. А. Бердяев; сост. С. Г. Семенова, А. Г. Гачева // Русский космизм: Антология философской мысли М.: Педагогика-Пресс, 1993. С. 166-171. 
  4. Березин Ф. Б. Психическая адаптация и тревога / Ф. Б. Березин. URL: http://berezin-fb.su/trevoga_i_adaptacionnye_mehanizmy/psihicheskaja_adaptacija_i_trevoga/
  5. Бабошина Е. Б. Ценностный подход к становлению человека культуры в педагогическом образовании: монография / Е. Б. Бабошина. Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014. 216 с. 
  6. Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре / М. Вебер; пер. с нем.; сост., общ. ред. и посл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. 808 с. 
  7. Геллнер Э. Нации и национализм / Э. Геллнер; пер. М. Тюнькина. послесл. И. И. Крупника. М.: Наука, 1991. 107 с.
  8. Гончаров С. З. Культура — креативная основа образования / С. З. Гончаров // Образование и наука. 2014. № 2. С. 73-85.
  9. Делёз Ж. Логика смысла / Ж. Делёз; пер. с фр. Theatrum philosophicum. М.: «Раритет»; Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 480 с.
  10. Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения / Э. Дюркгейм // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 23-39.
  11. Загвязинский В. И. Личность педагога и перспективы развития отечественного образования / В. И. Загвязинский // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1. № 1(1). С. 145-153.
  12. Закирова А. Ф. Герменевтика педагогического текста: теория и практика / А. Ф. Закирова, Н. С. Буйко: Монография. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. 244 с.
  13. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики: монография / А.Ф. Закирова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 272 с.
  14. Зинченко В. П. Рассудок и разум в контексте развивающего образования / В. П. Зинченко // Человек. 2000. № 5. С. 20-36.
  15. Коган Л. Н. Теория культуры: учебное пособие / Л. Н. Коган. Екатеринбург: УрГУ, 1993. 160 с. 
  16. Кувакин В. Современный гуманизм / В. Кувакин // Высшее образование в России. 2002. № 4. С. 41-54.
  17. Кутырев В. А. Человек ХХI века: уходящая натура / В. А. Кутырев // Человек. 2001. №1. С. 9-17. 
  18. Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех: О философии поступка / Г. Л. Тульчинский. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 216 с. 
  19. Филлиппов А. Ф. Ценность университетского образования. URL: http//:russ.ru›pole/Cennost-universitetskogo-obrazovaniya 
  20. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления / М. Хайдеггер; пер. с нем. М.: Республика, 1993. 447 с. 
  21. Юдин Б. Г. Концепция человеческого потенциала. URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/prospects/articles/2007/Yudin/3/