Структурно-содержательная модель конкурентоспособности как качества личности

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
Структурно-содержательная модель конкурентоспособности как качества личности


Для цитирования: Белякова Е. Г. Структурно-содержательная модель конкурентоспособности как качества личности / Е. Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 189-198. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-189-198

Об авторе:

Белякова Евгения Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; b-evgenia@yandex.ru

Аннотация:

Цель исследования состоит в структурно-содержательном анализе конкурентоспособности личности как интегрального качества и выявлении его компонентов. Исследование включает обоснование значимости данного качества в условиях современного социума, актуальность его формирования у обучающихся в условиях образовательного процесса школы и вуза. Тем не менее, несмотря на многочисленные психолого-педагогические исследования данной проблемы, определение сущности конкурентоспособности требует уточнения.

Описываются две полярные трактовки конкуренции — «позитивная» и «негативная», в контексте которых конкурентоспособность личности может проявлять себя в разных формах конкурентного поведения. Здоровая конкуренция способствует повышению компетенций, стимулирует человека к саморазвитию, поскольку ситуация воспринимается как соревновательное взаимодействие. Для конкуренции по типу «игра без правил» характерны черты деструктивности (конфликты, вражда, манипуляции, направленные против конкурента). Результаты исследования состоят в авторской трактовке конкурентоспособности личности, акцентирующей развивающий потенциал ситуации конкуренции.

Представлена структурная модель конкурентоспособности как интегрального качества личности. Стержневую роль выполняет ценностно-смысловой компонент, отражающий смысл ситуации конкуренции как возможности для личностного роста. В структуре конкурентоспособности как интегрального качества личности подчеркивается важность осмысленной направленности личности на повышение собственной компетентности, необходимость адекватного представления о социокультурной ситуации и ее требованиях, опыт практического участия в конкурентных взаимодействиях.

Описывается уровневая модель факторов, влияющих на формирование конкурентоспособности личности обучающихся, которая включает внутриличностные факторы и факторы среды, из которых существенную роль оказывают группы первичной социализации и ближайшего окружения, образовательная и профессионально-ориентированная среда, процессы на рынке труда, социально-экономические отношения в обществе, средства массовой информации.

Делается вывод о том, что структурно-содержательная модель конкурентоспособности позволяет наметить ориентиры ее формирования, определить основные каналы влияния на данный процесс, разработать специальный диагностический инструментарий.

Список литературы:

  1. Андреев В. И. Конкурентология. учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий. 2013. 468 с. 
  2. Валежанина Т. В. Формирование конкурентоспособности будущих педагогов профессионального обучения в социальном партнерстве вуза и малых предприятий: дисс. канд. пед. наук / Т. В. Валежанина. Екатеринбург, 2014. 218 с. 
  3. Гаврилова А. Г. Психологические условия организации конструктивной конкурентной среды в системе трудовых отношений: автореф. дисс. канд. психол. наук / А. Г. Гаврилова. Москва, 2013. 30 с. 
  4. Митина Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л. М. Митина. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 400 с. 
  5. Плугарева А. В. Психологическое сопровождение развития конкурентоспособной личности студента: автореф. дисс. канд. психол. наук / А. В. Плугарева. Пятигорск, 2008. 
  6. Поддьяков А. Н. Психология конкуренции в обучении / А. Н. Поддьяков. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2006. 231 с. 
  7. Терелянская И. В. Психологическое сопровождения развития творческой конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе вуза: автореф. дисс. канд. психол. наук / И. В. Терелянская. Нижний Новгород, 2012. 25 с. 
  8. Токарева Е. В. Индивидуально-психологические особенности развития конкурентоспособности личности: автореф. дисс. канд. психол. наук / Е. В. Токарева. Москва, 2007. 
  9. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии / А. Я. Флиер. М.: Академический Проект, 2000. 496 с. 
  10. Хазова С. А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: автореф. дисс. докт. пед. наук / С. А. Хазова. Майкоп, 2011. 60 с. 
  11. Шаповалов В. И. Формирование конкурентоспособной личности в условиях школьного дополнительного образования: монография / В. И. Шаповалов; под науч. ред. Ю. С. Тюнникова. Сочи: СГУТиКД, 2008. 190 с. 
  12. Шмелев А. Г. Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции / А. Г. Шмелев. М.: Изд-во «Магистр», 1997. 56 с. 
  13. Шмелев А. Г. Конкуренция как метакатегория в современной психологии. Сообщение 1 / А. Г. Шмелев // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. Психология. 2014. Т. 6. № 3. С. 105-115. 
  14. Шмелев А. Г. Конкуренция как метакатегория в современной психологии. Сообщение 2 / А. Г. Шмелев // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер. Психология. 2014. Т. 7. № 4. С. 97-108.