«Идеальный» образ средней школы Зауралья начала XX в. и исторические реалии (на материалах Тюмени)

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
«Идеальный» образ средней школы Зауралья начала XX в. и исторические реалии (на материалах Тюмени)


Для цитирования: Кружинов В. М. «Идеальный» образ средней школы Зауралья начала XX в. и исторические реалии (на материалах Тюмени) / В. М. Кружинов, З. Н. Сокова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 173-180. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-173-180

Об авторах:

Кружинов Валерий Михайлович, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Институт истории и политических наук, Тюменский государственный университет; vm.kruzhinov@mail.ru

Сокова Зинаида Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры новой истории и мировой политики, Институт истории и политических наук, Тюменский государственный университет; sokova.zn@gmail.com

Аннотация:

В статье проанализированы главные направления деятельности средних учебных заведений Тюмени начала XX в. Установлено, что распространенный в региональной историографии «идеальный» образ светской школы игнорирует противоречия и контрасты системы среднего образования в предреволюционной России, при которых неоспоримые достижения соседствовали с недостаточным финансированием, платностью образования, его недоступностью для значительного большинства детей, широким распространением «насильственного просветительства».

Отмечается, что при определенных различиях учебных программ во всех средних учебных заведениях города особое место занимало преподавание религиозных дисциплин, выполнявших не только нравственную, но и политико-идеологическую функцию, главной задачей которой являлось воспитание детей в традиции преданности самодержавному режиму. Показано, что во время первой российской революции 1905-1907 гг. обозначилась тенденция к противостоянию части учащихся учебному начальству и властям. Сделан вывод, что большинство участников ученических протестов ограничивалось академическими требованиями, выступая за реформирование школьного дела; однако другая их часть (хотя и немногочисленная), наоборот, начинает связывать обновление системы образования с изменениями в политическом строе страны.

Список литературы:

  1. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. 55. Оп. 1.
  2. ГАТО. Ф. 57. Оп. 1.
  3. ГАТО. Ф. 92. Оп. 1.
  4. ГАТО. Ф. 176. Оп. 1 . Д. 101. Л. 11.
  5. Кружинов В. М. Финансовое положение средних учебных заведений г. Тюмени в начале XX века / В. М. Кружинов // Казанский педагогических журнал. 2015. № 6(113), Ч. 1. С. 159-160. 
  6. Кубочкин С. Н. Женское образование / С. Н. Кубочкин // Тюмень: мое достояние. Тюмень: ОЛМАРПРЕСС, 2011. С. 142-145.
  7. Очерки истории Тюменской области.Тюмень, 1994. С. 132.
  8. Революционное движение в Тобольской губернии в 1905-1914 гг. Сб. док. Свердловск, 1981. С. 48-49.
  9. Сибирская торговая газета (Тюмень). 1905. 27 октября.
  10. Сибирская торговая газета. 1905. 17 ноября. 
  11. Сибирская торговая газета. 1913. 4 декабря.
  12. Сулимов В. А. Светская школа Тобольской губернии. Народное образование на рубеже XIX-XX вв. / В. А. Сулимов. М.: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 192 с.
  13. Червякова Е. М. Некоторые аспекты управления профессиональным образованием в Тобольской губернии во второй половине XIX — начале XX в. / Е. М. Червякова // Проблемы истории местного управления Сибири XVI- XX вв.: Материалы V Всероссийской научной конференции. Ч. 1. Новосибирск: НГАЭУ, 2003. С. 33-37.