Выпуск:
2017. Том 3. №2Об авторе:
Протасов Тимофей Андреевич, аспирант, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет; tim-protasov@ya.ruАннотация:
Научная фантастика (НФ) представляет особый интерес для исследователей, работающих в области когнитивной лингвистики и поэтики. Это можно объяснить тем, что научная фантастика создает (и поддерживает) вымышленные, альтернативные миры, которые одновременно чужды и понятны читателям, а «странность» («отчужденность») этих образов может пролить свет на процесс создания ментальных конструкций, получивших в когнитивной лингвистике названия текстовых миров и ментальных пространств.
Когда писатели научной фантастики и фэнтези создают свои вымышленные миры, они полагаются на существующие понятия «странного» и «знакомого». Это становится особенно интересно для исследования в рамках стилистики в общем за счет особенных стилистических особенностей данных жанров, что включает уникальные и необычайные художественные образы, эксперименты с нарративной структурой и лингвокреативностью (созданием новых слов или использованием существующих в новом значении). Особенно интересным это представляется для когнитивной стилистики с точки зрения применения теории текстовых миров (Text World Theory, или TWT; изначально создана Полом Вертом в 1999 г.), поскольку ключевой особенностью фантастических текстов является создание новых миров. Таким образом, фантастика представляется отличным примером для теории текстовых миров.
В рамках данной статьи я рассматриваю создание новых миров в повести американского писателя-фантаста Айзека Азимова “The Bicentennial Man” (в русском переводе — «Двухсотлетний человек»; дата публикации — 1976 г.). Основной интерес уделяется структурному многообразию текстового многомирия произведения, в котором текстовые миры могут быть сгруппированы в зависимости от того, насколько «фантастичными» они предстают перед читателями, и как это влияет на общее представление читателей о повести в целом.
Ключевые слова:
Список литературы: