У. Б. Йейтс и русские композиторы XX в.: новые художественные идеи на перекрестке культур

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
У. Б. Йейтс и русские композиторы XX в.: новые художественные идеи на перекрестке культур


Для цитирования: Кононова А. В. У. Б. Йейтс и русские композиторы XX в.: новые художественные идеи на перекрестке культур / А. В. Кононова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 101-108. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-101-108

Об авторе:

Кононова Алла Владимировна, аспирант кафедры зарубежной литературы, Тюменский государственный университет; alice2128506@yandex.ru

Аннотация:

В статье прослеживаются параллели между ирландским поэтом У. Б. Йейтсом и русскими композиторами XX в., Александром Скрябиным и Игорем Стравинским. Йейтс стал известен в России в конце XIX в. и постепенно его творчество вошло в литературный контекст и открыло новые перспективы литературоведческих исследований поэзии первой половины XX в. Однако, на сегодняшний день мало исследований посвящено культурным и философским связям между Йейтсом и русскими композиторами, современниками Йейтса.

В статье проводится сопоставительный анализ философии и эстетических принципов Йейтса и двух русских композиторов XX в. (Скрябина и Стравинского), а также прослеживаются точки пересечения их художественных идей (к примеру, идея цикличности времени и алхимический символизм в философии Йейтса и Скрябина).

Сопоставительный анализ позволяет автору статьи взглянуть на музыку Скрябина и Стравинского через призму поэзии и, наоборот, проанализировать творчество Йейтса через призму музыкальных произведений его русских современников. В статье также предпринимается попытка выяснить, каким образом поэт и композиторы выражали родственные по своей сути идеи, используя для этого совершенно разные системы — музыку и язык.

Список литературы:

  1. Александров В. Б. Философия творчества А. Н. Скрябина / В. Б. Александров, Л. Е. Михайлова // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9. Вып. 4(39). С. 167-175. 
  2. Albright D. Modernism and Music: An Anthology of Sources / D. Albright. Chicago and London: The University of Chicago Press, 2004. 428 p. 
  3. Craft R. Conversations with Igor Stravinsky / R. Craft, I. Stravinsky. Garden City, New York: Doubleday and Company, Inc, 1959. 162 p.
  4. Craft R. Memories and Commentaries / R. Craft, I. Stravinsky. Garden City, New York: Doubleday and Company, Inc, 1960. 167 p.
  5. Dufour M. Le symbolisme alchimique de “The Black Tower”, dernier poème de Yeats / M. Dufour // Études irlandaises [En ligne], 36-2 | 2011, mis en ligne le 30 septembre 2013, consulté le 01 octobre 2016. DOI: 10.4000/etudesirlandaises.2427
  6. Foster R. W. B. Yeats: A Life. II: The Arch-Poet 1915-1939 / R. Foster. New York: Oxford University Press, 2003. 797 p. 
  7. Kraft R. Dialogues / R. Kraft, I. Stravisnky. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1982. 152 p. 
  8. Pound E. ABC of Reading / E. Pound. New York: New Directions Publishing Corporation, 1960. 206 p.
  9. Stravinsky I. An Autobiography / I. Stravinsky. New York; London: W.W. Norton, 1998. 176 p.
  10. Stravinsky I. Poetics of Music / I. Stravinsky. Cambridge (Mass): Harvard U.P, 1970. 142 p.
  11. Yeats W. B. Mythologies / W. B. Yeats. Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005. 545 p.
  12. Yeats W. B. The Collected Poems of W. B. Yeats / W. B. Yeats. Wordsworth Poetry Library, 2008. 402 p.