Духовное сиротство как миромоделирующий фактор в отечественной литературе 20-30-х гг. XX в.: Самоидентификация «бывших»

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №2

Название: 
Духовное сиротство как миромоделирующий фактор в отечественной литературе 20-30-х гг. XX в.: Самоидентификация «бывших»


Для цитирования: Бурова С. Н. Духовное сиротство как миромоделирующий фактор в отечественной литературе 20-30-х гг. XX в.: самоидентификация «бывших» / С. Н. Бурова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 2. С. 82-100. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-2-82-100

Об авторе:

Бурова Серафима Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; snburova@hotmail.com

Аннотация:

Послереволюционные эксперименты в социально-идеологической сфере отразились и советском мейнстриме, и в андеграунде 20-30-х гг. в системе мотивов, свидетельствующих о попытках современников Октября соотнести происходящее с аналогичными потрясениями, запечатленными в мифологическом сознании поколения. Целью подобного моделирования является поиск духовной опоры в прошлом, помогающей принять факт духовного сиротства как неизбежность, примириться с тем, что не представляется невозможным изменить или обрести надежду на духовное противостояние процессам обесценивания личности. В произведениях А. Толстого «Аэлита», Е. Замятина «Мы», Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», Я. Голосовкера «Сожженный роман», С. Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена», К. Вагинова «Козлиная песнь», Г. Чулкова «Вредитель» и др. реминисцентно-психологические, историко-религиозные, историко-философские аналогии подсказывали современникам решение проблемы духовного самосохранения. Поднявшись над утопической идеей спасения человечества, отечественная литература, воспитанная в атеистической традиции, вернется к идее спасения человеческого в человеке.

Список литературы:

  1. Андреев Н. П. Проблема тождества сюжета (Публикация В. М. Гацака) / Н. П. Андреев // Фольклор. Проблемы историзма. М., 1988. С. 230-243. 
  2. Вагинов К. К. Козлиная песнь (1926-1927-1929) // В кн.: Вагинов К. К. Козлиная песнь: Романы. М.: Современник, 1991. С. 12-161.
  3. Вагинов К. Козлиная песнь (1926-1927) // В кн.: Вагинов К. Козлиная песнь; Труды и дни Свистонова; Бамбочада. М.: Худож. лит., 1989. С.19-206.
  4. Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука» / Я. Э. Голосовкер. 1987. 219 с. 
  5. Голосовкер Я. Э. Сожженный роман // Дружба народов. 1991. № 7. URL: http://fanread.ru/book/10795666/?page=1-12 
  6. Гудкова В. Рождение советских сюжетов: Типология отечественной драмы 1920-х — начала 1930-х годов / В. Гудкова. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 454 с. 
  7. История отечественной литературы XX в. Русский литературный андеграунд / С. Н. Бурова. История отечественной литературы XX в. Русский литературный андеграунд. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2015. Часть II (лекции). 124 с. 
  8. Козырев М. Пятое путешествие Лемюэля Гулливера / М. Козырев. Издательство «Текст», 1991. URL: http://az.lib.ru/k/kozyrew_m_j/text_0024.shtml 
  9. Кржижановский С. Д. Возвращение Мюнхгаузена // В кн.: Кржижановский С. Д. Сказки для вундеркиндов: Повести, рассказы. М., Сов. Писатель, 1991. С. 581-685.
  10. Силантьев И. В. Сюжетологические исследования / И. В. Силантьев. М.: Языки славянской культуры. 2009. 224 с. 
  11. Синявский А. Д. Основы советской цивилизации / А. Д. Синявский. М.: Аграф, 2002. 464 с. 
  12. Смирнов И. П. Олитературенное время (Гипо) теория литературных жанров / И. П. Смирнов. СПб: Издательство РХГА, 2008. 264 с.
  13. Толстой А. Н. Собрание сочинений: в 10 т. / А. Н. Толстой. М.: Художественная литература, 1958-1961: Т. 3. С. 533-685 [Аэлита]; Т. 5. С. 7-307 [Сестры].
  14. Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара / Ю. Н. Тынянов. М.: Правда, 1983. 496 с.
  15. Успенский Б. А. Историко-филологические очерки / Б. А. Успенский. М., Языки славянской культуры, 2004. 176 с. 
  16. Успенский Б. А. Семиотика искусства: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об искусстве / Б. А. Успенский. М.: Языки славянской культуры, 2005. 360 с.
  17. Халил Хадил Исмаил. Ницшеанские мотивы в романе А. Н. Толстого «Аэлита» / Халил Хадил Исмаил // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2008. Сер. 9. Вып. 4. Ч. 2. С. 82-84. («Вчитываясь в текст, можно увидеть, как Толстой преодолевает свои переживания смеховыми и квази-смеховыми пародийными формами, создавая своеобразную атмосферу игры, делающей эстетически оправданными самые интимные переживания любви и потерь, обнаженные в книге»). 
  18. Цивьян Т. В. Семиотические путешествия / Т. В. Цивьян. СПб: Издательство Ивана Лимбаха, 2001. 248 с.
  19. Чудакова М. О. Избранные работы / М. О. Чудакова. М.: Языки русской культуры, 2001. Том 1. Литература советского прошлого. 472 с. 
  20. Чулков Г. И. Вредитель // В кн.: Чулков Г. И. Валтасарово царство. М.: Изд. «Республика», 1998. С. 314-340.
  21. Шмид B. Нарратология / B. Шмид. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 с.