Выпуск:
2017. Том 3. №2Об авторе:
Бурова Серафима Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы, Институт социально-гуманитарных наук, Тюменский государственный университет; snburova@hotmail.comАннотация:
Послереволюционные эксперименты в социально-идеологической сфере отразились и советском мейнстриме, и в андеграунде 20-30-х гг. в системе мотивов, свидетельствующих о попытках современников Октября соотнести происходящее с аналогичными потрясениями, запечатленными в мифологическом сознании поколения. Целью подобного моделирования является поиск духовной опоры в прошлом, помогающей принять факт духовного сиротства как неизбежность, примириться с тем, что не представляется невозможным изменить или обрести надежду на духовное противостояние процессам обесценивания личности. В произведениях А. Толстого «Аэлита», Е. Замятина «Мы», Ю. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара», Я. Голосовкера «Сожженный роман», С. Кржижановского «Возвращение Мюнхгаузена», К. Вагинова «Козлиная песнь», Г. Чулкова «Вредитель» и др. реминисцентно-психологические, историко-религиозные, историко-философские аналогии подсказывали современникам решение проблемы духовного самосохранения. Поднявшись над утопической идеей спасения человечества, отечественная литература, воспитанная в атеистической традиции, вернется к идее спасения человеческого в человеке.
Ключевые слова:
Список литературы: