Выпуск:
2017. Том 3. №1Об авторах:
Шебеко Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры методик дошкольного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск); walja-schebeko@mail.ruАннотация:
Проблема формирования ценностного отношения к здоровью на сегодняшний день отличается достаточно высоким уровнем как теоретических, так и эмпирических разработок. Однако относительно глубокое изучение данной проблемы в психолого-педагогической науке сочетается с недостаточным вниманием к формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Цель исследования — выявить содержательные характеристики, критерии и направления в формировании ценностного отношения к своему здоровью у детей младшего дошкольного возраста, которые через призму образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечат готовность и способность ребенка к здоровьесберегающему поведению.
Авторы выявили, что ценностное отношение к здоровью представляет собой «интегративное образование личности», критериями которого являются: система знаний и представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающих правилах и поведении с последующей трансформацией в ежедневную деятельность детей (игровую, трудовую и пр.); мотивация и потребность в сохранении и укреплении здоровья; здоровьесберегающее поведение, в основе которого формируется акме-здоровье (наивысшая ценность в ряду общечеловеческих ценностей), а сам ребенок выступает субъектом здоровьесозидания.
В статье обоснованы интеллектуальные ценности физической культуры в контексте здоровьесберегающей деятельности учреждений дошкольного образования, определены основные характеристики эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста в области валеологической культуры. Излагаются результаты теоретического исследования формирования ценностных представлений о здоровье у детей младшего дошкольного возраста, интерпретируемые в следующих направлениях: развитие положительной эмоциональной реакции, эмоциональных откликов на проявление общественно значимых ценностных представлений в режимных ситуациях валеологической направленности; эмоциональное проявление ценностного отношения; интериоризация ценностных представлений через призму узнавания уже знакомых ценностей в новых жизненных ситуациях; воспитание ценностной оценки, самооценки, через побуждение к выражению аттракции, эмпатии; готовность и способность проявлять в действиях, выражать в разного рода жизненных ситуациях ценностные представления и валеологические знания; формирование целостной картины мира; формирование качеств личности ребенка.
Делается вывод о том, что показателем успешного формирования ценностного отношения к своему здоровью у детей младшего дошкольного возраста является здоровьесберегающее поведение, которое включает следующие слагаемые: здоровые привычки-действия, традиции здорового поведения, а также формирование элементарных навыков самообслуживания.
Ключевые слова:
Список литературы: