Содержательные характеристики формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего дошкольного возраста

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Содержательные характеристики формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего дошкольного возраста


Для цитирования: Шебеко В. Н. Содержательные характеристики формирования ценностного отношения к здоровью у детей младшего дошкольного возраста / В. Н. Шебеко, О. В. Латыговская // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 1. С. 258-269. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-258-269

Об авторах:

Шебеко Валентина Николаевна, доктор педагогических наук, доцент кафедры методик дошкольного образования, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск); walja-schebeko@mail.ru

Латыговская Ольга Викторовна, аспирант кафедры общей и дошкольной педагогики, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка (г. Минск); olgalat@tut.by

Аннотация:

Проблема формирования ценностного отношения к здоровью на сегодняшний день отличается достаточно высоким уровнем как теоретических, так и эмпирических разработок. Однако относительно глубокое изучение данной проблемы в психолого-педагогической науке сочетается с недостаточным вниманием к формированию ценностного отношения к здоровью у детей младшего дошкольного возраста в процессе физкультурно-оздоровительной деятельности. Цель исследования — выявить содержательные характеристики, критерии и направления в формировании ценностного отношения к своему здоровью у детей младшего дошкольного возраста, которые через призму образовательной и физкультурно-оздоровительной деятельности обеспечат готовность и способность ребенка к здоровьесберегающему поведению.

Авторы выявили, что ценностное отношение к здоровью представляет собой «интегративное образование личности», критериями которого являются: система знаний и представлений о здоровье, здоровом образе жизни, здоровьесберегающих правилах и поведении с последующей трансформацией в ежедневную деятельность детей (игровую, трудовую и пр.); мотивация и потребность в сохранении и укреплении здоровья; здоровьесберегающее поведение, в основе которого формируется акме-здоровье (наивысшая ценность в ряду общечеловеческих ценностей), а сам ребенок выступает субъектом здоровьесозидания.

В статье обоснованы интеллектуальные ценности физической культуры в контексте здоровьесберегающей деятельности учреждений дошкольного образования, определены основные характеристики эмоционально-волевой сферы детей младшего дошкольного возраста в области валеологической культуры. Излагаются результаты теоретического исследования формирования ценностных представлений о здоровье у детей младшего дошкольного возраста, интерпретируемые в следующих направлениях: развитие положительной эмоциональной реакции, эмоциональных откликов на проявление общественно значимых ценностных представлений в режимных ситуациях валеологической направленности; эмоциональное проявление ценностного отношения; интериоризация ценностных представлений через призму узнавания уже знакомых ценностей в новых жизненных ситуациях; воспитание ценностной оценки, самооценки, через побуждение к выражению аттракции, эмпатии; готовность и способность проявлять в действиях, выражать в разного рода жизненных ситуациях ценностные представления и валеологические знания; формирование целостной картины мира; формирование качеств личности ребенка.

Делается вывод о том, что показателем успешного формирования ценностного отношения к своему здоровью у детей младшего дошкольного возраста является здоровьесберегающее поведение, которое включает следующие слагаемые: здоровые привычки-действия, традиции здорового поведения, а также формирование элементарных навыков самообслуживания.

Список литературы:

  1. Алямовская В. Г. Материалы курса «Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении»: лекции 1-3 / В. Г. Алямовская. Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. 80 с. 
  2. Деркунская В. А. Воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у детей младшего дошкольного возраста / В. А. Деркунская, М. Г. Коршунова // Детский сад от А до Я. 2011. № 5. С. 42-44. 
  3. Князева О. Л. Мои помощники / О. Л. Князева // Дошкольное воспитание. 2000. № 3. С. 64. 
  4. Коменский Я. А. Педагогическое наследие / Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци; сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. Москва: Педагогика, 1989. 416 с. 
  5. Лазарев М. Л. Воздействие психологических факторов на физическое здоровье детей: автореф. дис. канд. псих. наук / М. Л. Лазарев. Москва: Росс. Академия образования Ордена Трудового Красного знамени. Психол. ин-т, 1997. 20 с. 
  6. Лиджиева Г. Н. Содержание и организация процесса освоения детьми 3-6 лет интеллектуальных ценностей физической культуры: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. Н. Лиджиева. Краснодар: Кубанский гос. пед. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2005. 24 с. 
  7. Полтавцева Н. В. Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании / Н. В. Полтавцева, М. Ю. Стожарова, Р. С. Краснова, И. А. Гаврилова «ФЛИНТА», 2016. 44 с. 
  8. Хакимова Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук / Г. А. Хакимова. Екатеринбург: Нижневартовский гос. пед. ин-т, 2004. 23 с. 
  9. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов; 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.