Характеристики субъектной позиции студента в учебном взаимодействии

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2017. Том 3. №1

Название: 
Характеристики субъектной позиции студента в учебном взаимодействии


Для цитирования: Гильманов С. А. Характеристики субъектной позиции студента в учебном взаимодействии / С. А. Гильманов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 1. С. 220-233. DOI: 10.21684/2411-197X-2017-3-1-220-233

Об авторе:

Гильманов Сергей Амирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск); gilmanovsa1109@gmail.com

Аннотация:

На основе анализа публикаций, рассматривающих субъектную позицию студента в образовательном процессе, и эмпирического изучения автором реальных проявлений данного явления обосновывается наличие четырех типов субъектных позиций студентов, а также общие ориентиры развития уровня субъектности в учебном процессе вуза. Автор выделяет такие типы субъектных позиций студента, как «субъект учебных взаимодействий», «субъект решения задачи», «субъект учебной деятельности», «субъект профессионального образования», рассматривая их в качестве определенных уровней в процессе формирования позиции субъекта профессиональной деятельности.

Обосновывается мнение о том, что разработать педагогические технологии, создать средства, методы, формы организации обучения, напрямую направленные на развитие профессионально ориентированной субъектной позиции студентов, невозможно. Можно обозначить только общие ориентиры такого развития: постоянное подчеркивание связи учебных и профессиональных действий; стимулирование рефлексивной деятельности; расширение репертуара способов актуализации субъектной позиции в организации самостоятельной работы; повышение возможностей проявления субъектности в период прохождения практик. Автор считает, что главным ресурсом развития субъектной позиции студента в учебных взаимодействиях является субъектная позиция преподавателя, его творческая индивидуальность, демонстрация собственного отношения к профессии.

Список литературы:

  1. Абульханова К. А. Время личности и время жизни / К. А. Абульханова, Т. Н. Березина. СПб: Алетейя, 2001. 299 с. 
  2. Аксенова Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: автореф. дисс. докт. пед. наук / Г. И. Аксенова. М., 1998. 24 с. 
  3. Блиева Ф. И. Формирование профессиональной субъектной позиции у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф. дисс. канд. пед. наук / Ф. И. Блиева. Майкоп, 2007. 22 с. 
  4. Божович Е. Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / под ред. Е. Д. Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005. 400 с. 
  5. Быков А. Н. Формирование профессионально-субъектной позиции студентов в процессе практически ориентированной деятельности / А. Н. Быков, Т. А. Костюкова // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2014. № 2(81). С. 26-29. 
  6. Ежова Е. Ю. Формирование эстетической субъектной позиции будущего специалиста в условиях высшего образования / Е. Ю. Ежова // Вестник ТГУ. 2008. Вып. 11(67). С. 93-100. 
  7. Зарецкий Ю. В. Субъектная позиция школьников по отношению к учебной деятельности в разных возрастных периодах: дисс. канд. псих. наук / Ю. В. Зарецкий. М., 2014. 207 с. 
  8. Иванова Н. В. Дифференциация образовательных технологий в вузе как условие развития субъектной позиции будущих педагогов / Н. В. Иванова, М. А. Винорадова // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 2. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 114-119. 
  9. Иванцова Н. А. Структура субъектной позиции будущего специалиста / Н. А. Иванцова, Е. В. Рыбакова // Вестник челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 8. С. 93-99. 
  10. Идиатуллина Л. Е. Становление профессиональной позиции педагога в воспитании ценностного отношения к здоровью подростков / Л. Е. Идиатуллина. Челябинск. 2009. 265 с. 
  11. Левицкая Л. В. Поликомпонентная актуализация субъектной акме-позиции у студентов на начальном этапе профессиональной подготовки: автореф. дисс. канд. псих. наук / Л. В. Левицкая. Кострома, 2013. 26 с. 
  12. Мухаметзянова Ф. Г. Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза / Ф. Г. Мухаметзянова, В. А. Боговарова // Казанский педагогический журнал. 2012. № 1(91). С. 82-89. 
  13. Сергиенко Е. А. Раннее когнитивное развитие: Новый взгляд / Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. 464 с. 
  14. Трещев А. М. Профессионально-субъектная позиция учителя: монография / А. М. Трещев. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. 211 с. 
  15. Ольховая Т. А. Аксиологические основы развития субъектной позиции студента университета / Т. А. Ольховая, Ю. В. Погадаева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. № 4. С. 59-62. 
  16. Черкасова Ю. А. Практическое обучение как фактор становления профессиональной субъектной позиции будущих специалистов социальной работы / Ю. А. Черкасова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: профессиональное образование, теория и методика обучения. 2012. № 6. С. 24-29. 
  17. Starko A. J. Creativity in the Classroom: Schools of Curious Delight. Third Edition / A. J. Starko. Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates, 2005. 499 p.