Выпуск:
2017. Том 3. №1Об авторе:
Гильманов Сергей Амирович, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии, Югорский государственный университет (г. Ханты-Мансийск); gilmanovsa1109@gmail.comАннотация:
На основе анализа публикаций, рассматривающих субъектную позицию студента в образовательном процессе, и эмпирического изучения автором реальных проявлений данного явления обосновывается наличие четырех типов субъектных позиций студентов, а также общие ориентиры развития уровня субъектности в учебном процессе вуза. Автор выделяет такие типы субъектных позиций студента, как «субъект учебных взаимодействий», «субъект решения задачи», «субъект учебной деятельности», «субъект профессионального образования», рассматривая их в качестве определенных уровней в процессе формирования позиции субъекта профессиональной деятельности.
Обосновывается мнение о том, что разработать педагогические технологии, создать средства, методы, формы организации обучения, напрямую направленные на развитие профессионально ориентированной субъектной позиции студентов, невозможно. Можно обозначить только общие ориентиры такого развития: постоянное подчеркивание связи учебных и профессиональных действий; стимулирование рефлексивной деятельности; расширение репертуара способов актуализации субъектной позиции в организации самостоятельной работы; повышение возможностей проявления субъектности в период прохождения практик. Автор считает, что главным ресурсом развития субъектной позиции студента в учебных взаимодействиях является субъектная позиция преподавателя, его творческая индивидуальность, демонстрация собственного отношения к профессии.
Ключевые слова:
Список литературы: