Выпуск:
2017. Том 3. №1Об авторе:
Щетинина Анна Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков, Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург); anna-73.schetinina@yandex.ruАннотация:
В статье рассматривается вопрос социальных номинаций человека через цветовые характеристики. Актуальность исследования обусловлена важностью анализа слов с социальной семантикой, составляющих фонд русской социальной лексики, полное описание которого в настоящее время отсутствует. Проводится анализ адъективов, субстантиватов и фразеологических сочетаний, а также неидиоматических составных наименований, представленных в лексикографических источниках и газетном дискурсе. Отмечается, что, как показывает семантический и дискурсивный анализ лексики, социальные семантические множители могут локализироваться как в ассертивной зоне значения, так и в семантической пресуппозиции. Кроме того, социальные коннотации могут быть репрезентированы в прагматической пресуппозиции, в частности, в газетном дискурсе, и служить источником для формирования новых значений.
Автор анализирует цветовые номинации homo socialis, в которых социальный компонент присутствует в ассертивной и пресуппозиционной зонах значений. Материал извлечен из толковых словарей и включает языковые факты из разных идиомов. Показано, что цветовые номинации людей фиксировались словарями в разные исторические периоды, но наиболее актуальны и продуктивны в настоящее время. Автором составлены идеограммы цветообозначений антропоцентрической сферы. Дается комментарий особенностям локализации социальной семантики.
Ключевые слова:
Список литературы: