Организация массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях Центра духовно-нравственного воспитания детей и молодежи

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №4

Название: 
Организация массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в условиях Центра духовно-нравственного воспитания детей и молодежи


Об авторах:

Черкасов Владимир Валентинович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра физического воспитания, спорта и методик преподавания, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал Тюменского государственного университета); wladmir30@rambler.ru

Андреева Лиана Рамазановна, магистрант кафедры физического воспитания, спорта и методик преподавания, Тобольский педагогический институт им. Д. И. Менделеева (филиал Тюменского государственного университета); concept89@list.ru

Аннотация:

В статье представлен опыт решения задач духовно-нравственного воспитания детей и молодежи средствами физической культуры и спорта в рамках деятельности Ямальского центра. Рассмотрен зарубежный опыт применения спортивно-оздоровительных форм занятий для разных категорий населения. Представлены отечественные концепции и инновационные технологии физического воспитания детей и молодежи.

На примере Центра духовно-нравственного воспитания детей и молодежи показаны возможности использования различных форм физического воспитания и спортивной подготовки в структуре управления физкультурно-массовой и спортивной работой на муниципальном уровне. Характеристика деятельности Центра представлена через ключевые сферы: в рамках образовательного сектора, сектора дополнительного образования и физкультурно-оздоровительного направления. Показано, что предлагаемые организационные формы физкультурно-оздоровительной и спортивной работы обеспечивают школьникам широкий выбор различных видов двигательной деятельности — от оздоровительной направленности (фитнес) до экстремальной (скалолазание).

По результатам двухлетних исследований показана роль физической культуры и спорта в развитии социально-значимых личностных качеств детей и молодежи; выявлены положительные изменения в уровне физической подготовленности воспитанников; отмечен рост количества детей, регулярно занимающихся физическими упражнениями; выявлено снижение количества подростков, имеющих вредные привычки.

Список литературы:

  1. Аронов Г. З. Организационно-педагогическое управление массовой физической культурой в муниципальном образовании: автореф. дисс. канд. пед. наук / Г. З. Аронов. СПб., 2004. 24 с. 
  2. Ахтемзянова Н. М. Интеграция общего и дополнительного образования на основе организации деятельности школьного спортивного клуба: автореф. дисс. канд. пед. наук / Н. М. Ахтемзянова. М., 2011. 24 с. 
  3. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996. № 1. С. 23-25. 
  4. Кимейша Б. В. Физкультурно-спортивное движение в Западной Сибири: история, опыт, проблемы (1981-2000 гг.): дисс. доктора пед. наук / Б. В. Кимейша. Омск, 2004. 404 с. 
  5. Кухтарева О. А. Нравственное воспитание учащейся молодежи средствами физической культуры и спорта: автореф. дисс. канд. пед. наук / О. А. Кухтарева. Карачаевск, 2003. 24 с. 
  6. Литвиненко С. Н. Педагогическая система управления развитием спорта для всех: автореферат дис. докт. пед. наук / С. Н. Литвиненко. Ростов-на-Дону, 2006. 45 с. 
  7. Лубышева Л. И. Муниципальная спортизация — основа школьного спорта / Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2008. № 5. С. 2-7. 
  8. Передельский А. А. Философия, педагогика и психология единоборств: монография / А. А. Передельский. М.: Физическая культура, 2008. 168 с. 
  9. Раменская Т. И. Лыжный спорт / Т. И. Раменская, А. Г. Баталов М.: Физическая культура. 2005. 320 с. 
  10. Сайкина Е. Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: автореф. дисс. докт. пед. наук / Е. Г. Сайкина. СПб., 2009. 46 с. 
  11. Смирнов П. Г. Социально-управленческие аспекты деятельности физкультурно-досуговых комплексов по месту жительства: дисс. канд. пед. наук / П. Г. Смирнов. Омск, 2002. 198 с. 
  12. Столяров В. И. Новые формы клубной спортивной работы с детьми и молодежью / В. И. Столяров, Н. В. Кудрявцева, А. А. Перевозников // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 2. С. 13-16. 
  13. Столяров В. И. Инновационная спартианская технология духовного и физического оздоровления детей и молодежи / В. И. Столяров. М.: Центр развития спартианской культуры, 2003. 335 с. 
  14. Фонарев Д. В. Теоретическое обоснование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания г. Чайковского / Д. В. Фонарев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 4. С. 20-25. 
  15. Хромин Е. В. Учебно-тренировочные специализации физкультурного образования старших школьников: дисс. канд. пед. наук / Е. В. Хромин. Омск, 1998. 241 с. 
  16. Черкасов В. В. Проблемы и перспективы реализации Комплекса «Готов к труду и обороне» / В. В. Черкасов // Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании: 17-я межд. конф. СПб.: Экспресс, 2016. С. 323-324. 
  17. Черкасов В. В. Проблемы реализации современных инновационных технологий физического воспитания / В. В. Черкасов // Специфика педагогического образования в регионах России. 2012. № 1. С. 187-189. 
  18. Черкасов В. В. Использование туризма в качестве средства оздоровления детей и подростков / В. В. Черкасов, К. А. Тартаимова // Региональный туризм: проблемы и перспективы развития: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Тобольск: Изд-во ТГУ, 2015. С. 293-297.