Проектирование психолого-педагогического цикла дисциплин с учетом ФГОС: модульный подход

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №4

Название: 
Проектирование психолого-педагогического цикла дисциплин с учетом ФГОС: модульный подход


Об авторах:

Коротаева Евгения Владиславовна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург); e.v.korotaeva@yandex.ru

Андрюнина Анна Сергеевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет (г. Екатеринбург); ahahhac@yandex.ru

Аннотация:

В статье представлены теоретико-практические основания моделирования и проектирования процесса подготовки будущих педагогов, в котором исследуются и учитываются изменения, происходящие в федеральных государственных педагогических стандартах высшего (профессионального) образования. Основное содержание представляет собой описание проектирования и реализации образовательного процесса профессиональной подготовки в Уральском государственном педагогическом университете. Основу данного процесса составляет модульный подход, который включает предъявляемые обучающим и обучающимся цели и задачи, учебный материал, позволяющий их достичь, вариативность деятельности в процессе обучения, систему внутреннего и внешнего контроля и т. д.

Применительно к образовательному процессу в УрГПУ модульный подход рассматривается в различных вариантах: модуль, раскрывающий этапность (последовательность) обучения; модуль, обеспечивающий реализацию внутри- и межпредметных связей осваиваемых дисциплин; модуль, нацеленный на раскрытие взаимообусловленности теоретической и практической составляющих профильной подготовки; ресурсный модуль, обобщающий наработанный опыт в учебно-методической области, дающий основу для систематизации и перспективного проектирования материала.

Также затрагиваются аспекты контроля и научно-методического сопровождения в обеспечении эффективности обучения в формате модульного подхода. При этом авторы подчеркивают мысль о том, что данный подход является лишь одним из аспектов, позволяющих сделать процесс профессиональной подготовки будущих педагогов объемным и продуктивным — как в процессе, так и в результате обучения.

Список литературы:

  1. Дмитриев Д. В. Толковый словарь русского языка / Д. В. Дмитриев. М.: Астрель, 2003. 1578 с. URL: http://enc-dic.com/dmytriev/Modul-1512.html 
  2. Карпов В. В. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе / В. В. Карпов, М. Н. Катханов. СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 141 с. 
  3. Коротаева Е. В. Непрерывность образования как феномен образовательного взаимодействия. URL: http://urf.podelise.ru/docs/1634/index-6261.html
  4. Лаврентьев Г. В. Слагаемые технологии модульного обучения / Г. В. Лаврентьев, Н. Б. Лаврентьева. Барнаул: Изд-во АГУ, 1998. 156 с.
  5. Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 № 1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». URL: http://минобрнауки.рф/7995 
  6. Сельдяев В. И. Модульное построение обучения как фактор повышения качества обучения на факультете физики / В. И. Сельдяев, Е. А. Карулина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2010. № 122. С. 188-198.
  7. Старчакова И. В. Реализация рейтинговой технологии модульного обучения в курсе «теория и методика обучения дисциплинам профильной подготовки» / И. В. Старчакова // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 46-51.
  8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 
  9. Щербакова М. В. Модульное обучение в высшей профессиональном образовании: от теории к практике реализации / М. В. Щербакова, Е. Ю. Чайка // Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования. 2015. № 2. С. 72-76.
  10. Яковлева Н. М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 1991. 82 с.