Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №4

Название: 
Социальные аспекты информатизации образования


Об авторе:

Милованова Наталья Геннадьевна, доктор педагогических наук, профессор, заместитель ректора, Тюменский областной государственный институт развития регионального образования; n.g.milovanova@utmn.ru

Аннотация:

В статье анализируется влияние информатизации как социального явления на образование. Автор обращается к истокам становления социальной информатики прошлого века, подчеркивающим социальное значение информатизации общества в целом. Понимая образовательное пространство как часть социального, автор доказывает влияние информатизации на все его компоненты, выделяя при этом четыре ведущих социальных аспекта: изменение компонентов образовательного процесса под влиянием информатизации; изменение самих субъектов образовательного пространства под влиянием информатизации; изменение границ собственно образовательного пространства; изменение аксиологического поля образовательного пространства, требующего мер информационной безопасности.

В статье аргументировано доказывается отсутствие педагогических исследований в области анализа социального значения и социальных аспектов информатизации образовательного пространства. Поскольку данного рода исследования проводятся в социологии и философии, то перед педагогикой открываются перспективы новых направлений для научных работ.

Список литературы:

  1. Акулова О. В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу: автореф. дисc. докт. пед. наук / О. В. Акулова. СПб. 2004. 42 с.
  2. Брусенцов Н. А. Социальные аспекты информатизации образования российской высшей школы кандидат социологических наук: дисс. канд. социол. наук / Н. А. Брусенцов. Новочеркасск. 2004. 167 c.
  3. Горбачук З. И. Информатизация образования: социокультурный контекст: дисс. канд. социол. наук / З. И. Горбачук. Ростов-на-Дону, 2005. 69 с. 
  4. Гриншкун В. В. Развитие интегративных подходов к созданию средств информатизации образования: дисс. докт. пед. наук / В. В. Гриншкун. М. 2004. 554 c. 
  5. Колин К. К. Информатизация общества и социальная информатика / К. К. Колин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2009. № 3(19). С. 6-14.
  6. Кузьминов Я. И. Образование в России. Что мы можем сделать? / Я. И. Кузьминов // Вопросы образования. 2004. № 1. С. 6.
  7. Мудрик А. В. Социализация человека: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» / А. В. Мудрик. Москва: Академия. 2004. 299 с. 
  8. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’a до “Homo Cyberus’a”? / В. А. Плешаков // Вопросы воспитания. М.: МПСИ, 2010. № 1(2). С. 92-97.
  9. Солдаткин А. Е. Социальные аспекты становления информационного общества в России: дисс. канд. социол. наук / А. Е. Солдаткин. Н. Новгород, 2005. 159 с. 
  10. Урсул А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику / А. Д. Урсул. М., 1990. 190 с.
  11. Шестаков В. Н. Информатизация образования, ее мера и границы (Социально-философский аспект): дисс. канд. филос. наук / В. Н. Шестаков. Красноярск. 2006. 180 с.