Выпуск:
2016. Том 2. №4Об авторе:
Закирова Альфия Фагаловна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; a.fagalovna@mail.ruАннотация:
Статья посвящена вопросам концептуализации педагогического знания в процессе ведения научного исследования по проблемам педагогики и образования. Автор характеризует концептуальные основания как важнейший методологический атрибут научного исследования, раскрывает его основные содержательные блоки, в которые включены: мировоззренческая база научного исследования, ценностные установки исследователя, стиль мыслительной деятельности. Исследователь аргументированно доказывает, что процесс концептуализации научного знания носит трансуровневый пролонгированный характер и не ограничивается постановочным этапом научного исследования, пронизывая все содержание и этапы научного познания.
В статье показано, что результаты концептуализации знания воплощаются во всех методологических характеристиках работы: в объекте и предмете исследования, научной гипотезе, теоретических и эмпирических методах ее верификации и формах интерпретации полученных результатов. Способность к научно-обоснованной концептуализации научного знания характеризует уровень развитости методологической культуры ученого. Раскрыты элементы опыта методологической подготовки педагога-исследователя в вузовском и послевузовском образовании, реализованного на базе Тюменского государственного университета и Тюменского научно-образовательного Центра Российской академии образования. Охарактеризованы возможности и продуктивность применения идей педагогической герменевтики в процессе формирования концептуальных оснований научного исследования по проблемам образования в контексте совершенствования методологической культуры педагогов-исследователей.
Ключевые слова:
Список литературы: