Формирование концептуальных оснований научного исследования в контексте совершенствования методологической культуры педагога

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №4

Название: 
Формирование концептуальных оснований научного исследования в контексте совершенствования методологической культуры педагога


Об авторе:

Закирова Альфия Фагаловна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; a.fagalovna@mail.ru

Аннотация:

Статья посвящена вопросам концептуализации педагогического знания в процессе ведения научного исследования по проблемам педагогики и образования. Автор характеризует концептуальные основания как важнейший методологический атрибут научного исследования, раскрывает его основные содержательные блоки, в которые включены: мировоззренческая база научного исследования, ценностные установки исследователя, стиль мыслительной деятельности. Исследователь аргументированно доказывает, что процесс концептуализации научного знания носит трансуровневый пролонгированный характер и не ограничивается постановочным этапом научного исследования, пронизывая все содержание и этапы научного познания.

В статье показано, что результаты концептуализации знания воплощаются во всех методологических характеристиках работы: в объекте и предмете исследования, научной гипотезе, теоретических и эмпирических методах ее верификации и формах интерпретации полученных результатов. Способность к научно-обоснованной концептуализации научного знания характеризует уровень развитости методологической культуры ученого. Раскрыты элементы опыта методологической подготовки педагога-исследователя в вузовском и послевузовском образовании, реализованного на базе Тюменского государственного университета и Тюменского научно-образовательного Центра Российской академии образования. Охарактеризованы возможности и продуктивность применения идей педагогической герменевтики в процессе формирования концептуальных оснований научного исследования по проблемам образования в контексте совершенствования методологической культуры педагогов-исследователей.

Список литературы:

  1. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ) / А. В. Брушлинский. М.: Мысль, 1979. 230 с. 
  2. Закирова А. Ф. Теоретические основы педагогической герменевтики. Монография / А. Ф. Закирова. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2001. 152 с. 
  3. Закирова А. Ф. Входя в герменевтический круг… Концепция педагогической герменевтики: монография / А. Ф. Закирова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 272 с. 
  4. Закирова А. Ф. Понятийная база современной педагогики / А. Ф. Закирова // Педагогика, 2001. № 7. С. 7-12. 
  5. Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Р. Атаханов и др.; под ред. В. И. Загвязинского. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 240 с. 
  6. Колташ С. И. Развитие методологии педагогики (середина 60-х — 80-е годы ХХ века): монография / С. И. Колташ. Хабаровск, 2003. 
  7. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап: учебное пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. М.: Академия, 2006. 400 с. 
  8. Кузнецов В. Г. Герменевтика и гуманитарное познание / В. Г. Кузнецов. М.: МГУ, 1991. 192 с. 
  9. Медведев В. А. Проблема концептуализации теоретико-методологических оснований исследования: автореф. дисс. канд. филос. наук / В. А. Медведев. Екатеринбург, 2008. 27 с. 
  10. Практико-ориентированная подготовка педагогов-исследователей в системе профессионального образования. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2016. 364 с. 
  11. Стёпин В. С. Философия науки и техники / В. С. Стёпин, В. Г. Горохов, М. А. Розов. М.: Гардарика, 1996. 400 с.