Профессиональное самоопределение студентов — будущих педагогов в контексте смыслообразования

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №3

Название: 
Профессиональное самоопределение студентов — будущих педагогов в контексте смыслообразования


Об авторе:

Белякова Евгения Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; b-evgenia@yandex.ru

Аннотация:

В статье рассмотрена проблема профессионального развития студентов как будущих педагогов, обосновывается взаимообусловленность смысловой природы и деятельностного характера профессионального самоопределения и раскрывается значение профессиональной идентичности как критерия профессионального становления. В опоре на механизмы смыслообразования раскрывается подход к проектированию профессионального саморазвития студентов. В эмпирическом исследовании получены данные о проблемах в формировании идентичности студентов — будущих педагогов. Выявлен феномен «отложенного профессионального взросления», связанный с недостаточным профессиональным опытом в период вузовского обучения. В качестве способа разрешения противоречия между современными условиями вузовского обучения, большей частью по-прежнему ориентированного на теоретическую подготовку, и потребностью студентов в профессиональном самоопределении предложены ориентиры для разработки системного сопровождения их профессионального развития, включающего три взаимосвязанных аспекта. Во-первых, необходима осмысленная перспектива профессионального саморазвития, которая может быть реализована через проектирование профессионального будущего. Во-вторых, требуется деятельностная среда для воплощения замысла профессионального развития, которая может быть реализована в условиях вузовского образовательного процесса в аудиторных формах и при прохождении практики. В-третьих, должна быть специально организована деятельность студентов, посредством которых будет реализована связь со средой посредством индивидуальных маршрутов профессионального саморазвития.

Список литературы:

  1. Бордовская Н. В. Профессионально-личностное развитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема / Н. В. Бордовская // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия Психолого-педагогические науки. 2012. № 145. С. 28-43. 
  2. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореферат дисс. док. психол. наук / М. Р. Гинзбург. М., 1996. 60 с. 
  3. Глуханюк Н. С. Психология субъектной профессионализации педагога / Н. С. Глуханюк // Образование и наука. 2003. № 5 (23). С. 64-79. 
  4. Загвязинский В. И. Педагогическое образование в России и стратегия его возможного развития / В. И. Загвязинский, Л. Д. Плотников, Л. М. Волосникова // Образование и наука. 2013. № 4. С. 3-18. 
  5. Зеер Э. Ф. Теоретико-прикладные основания прогнозирования профессионального будущего человека / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 1863-1869. 
  6. Исмагилова И. В. Формирование смысло-ценностных основ профессионального самоопределения студентов ССУЗа: автореферат дисс. канд. пед. наук. Тюмень, 2006 / И. В. Исмагилова. 21 с. 
  7. Кочнева Е. М. Концептуальные основы подготовки студентов к проектированию будущей профессиональной деятельности / Е. М. Кочнева. Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. 156 с. 
  8. Лебедева Е. В. Особенности событийной структуры жизненного пути студентов в условиях современности / Е. В. Лебедева, О. Е. Сурнина // Педагогическое образование в России. 2014. № 2. С. 109-113. 
  9. Ляудис В. Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия / В. Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М.: Просвещение, 1990. С. 37-52. 
  10. Малкова И. Ю. Ценностные основания проектирования в высшей школе / И. Ю. Малкова // Вестник ТГПУ. Серия: Педагогика. 2007. Выпуск 7 (70). С. 11-13. 
  11. Проект по модернизации педагогического образования на сайте Минобрнауки РФ. URL: http://минобрнауки.рф/проекты/модернизация-педагогического-образования 
  12. Профессиональный стандарт педагога (проект). URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 
  13. Родыгина И. С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / И. С. Родыгина // Психологическая наука и образование. 2007. № 4. С. 39-51. 
  14. Сергеев Н. К. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков // Человек и образование. 2012. № 1 (30). С. 4-8. 
  15. Чистякова С. Н. Проблема формирования готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута в контексте компетентностного подхода / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 129-135. 
  16. Шляпина С. Ф. Формирование профессионального самоопределения студентов вуза / С. Ф. Шляпина // Вестник Тюменского государственного университета. 2006. № 7. С. 198-202.