Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №2

Название: 
Нейрогуманитарный поворот


Об авторе:

Белозёрова Наталья Николаевна, главный редактор, доктор филологических наук, профессор, кафедра английского языка, Тюменский государственный университет; eLibrary AuthorID, natnicbel@gmail.com

Аннотация:

Настоящий период в науке отмечен поворотом, центром которого является совокупность нейронаук и нейротехнологий. В этом новом типе интеграции естественнонаучного и гуманитарного знания нейролингвистике отведена не последняя роль. Чтобы разобраться, на чем базируется данный тип интеграции, а также, какая роль в ней отведена нейролингвистике, была нарисована карта, обозначенная по-английски “LINGUISTIC INPUT — PROCESSING — OUTPUT MAP”. Предлагаемое построение по форме зиждется на компонентах бесконечно развивающейся замкнутой метафоры «искусственный интеллект как естественный интеллект как искусственный интеллект …» (AI = NI = AI = NI = …). В ходе описания модели отмечено, что первое осмысление отношения между окружающим миром, телом человека, его мозгом, сознанием, подсознанием и языком было осуществлено при художественном отражении когнитивных процессов. Построенная трехчастная модель “INPUT — PROCESSING — OUTPUT” помогает осмыслить процесс обработки и порождения вербальной и невербальной информации, а также механизмы преобразования ощущаемого в вербальное и вербального в зримое. Это позволяет сделать вывод, что на уровне информационных процессов лингвистический, визуальный (а также любой сенсорный) повороты взаимозависимы и взаимообусловлены. По мнению автора, в направленности на помощь конкретным людям и заключается основной смысл нейрогуманитарного поворота, который наблюдается в «прорывных» современных исследованиях и в лучших образовательных программах.

Список литературы:

  1. Аскольдов С. А. Концепт и слово: антология / С. А. Аскольдов; под общ. ред. В. П. Нерознака // Русская словесность. От теории словесности к теории текста. M.: Academia, 1997. С. 267-279.
  2. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла / Ф. В Бассин // Вопросы психологии. 1973. № 6; Бассин Ф. В. К вопросу о дальнейшем развитии научных исследований в психологии (К проблемам установки, бессознательного и собственно психологической закономерности) / Ф. В. Бассин, А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия // Вопросы психологии. 1979. № 5. С. 82-96. 
  3. Выготский Л. С. Мышление и речь: собрание сочинений в 6 т. / Л. С. Выготский. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. Проблемы развития психики.
  4. Зенков Л. Р. Бессознательное и сознание в аспекте межполушарного взаимодействия / Л. Р. Зенков // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования: колл. монография в 4 т. Тбилиси: Менцикраба, 1985. Т. 4. С. 224-236. 
  5. Лурия А. Г. Язык и сознание / А. Г. Лурия. М., 1979. 
  6. О НейроНете — Отраслевой Союз Нейронет. URL: http://rusneuro.net/chto-takoe-nejronet
  7. Социогуманитарный ландшафт: перспективные дисциплинарные пространства. URL: https://www.utmn.ru/sociogumanitaristika/ 
  8. Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы психологии установки / Д. Н. Узнадзе. 1949. 
  9. Шерозия А. Е. Предмет философии языка (Некоторые вопросы) / А. Е. Шерозия. Тбилисский ун-т. Серия философских наук. 1964. Т. 92. 
  10. Якобсон Р. О. Лингвистические типы афазии / Р. О Якобсон; пер. с англ. // Избранные работы. М., 1985. 
  11. A Cognitive Science Dialogue: Alan Wallace vs John Searle. URL: https://www.youtube.com/watch?v=WP2nFxrQy2I
  12. Barthes R. La Chambre claire: Note sur la photographie / R. Barthes // Cahiers du cinéma. Paris : Gallimard ; Seuil, 1980. 
  13. Broca P. P. Localisations des fonctions cerebrales. Siege de la faculte du langage articule / P. P. Broca // Bulletin de la Societe d’Anthropologie. 1863. Vol. IV. Рp. 200-208. 
  14. Bush V. As We May Think / V. Bush. URL: http://www.theatlantic.com/magazine/archive/1945/07/as-we-maythink/303881/
  15. CELTA — Different approaches to teaching language — PPP to TBL. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5r-DRmN42fE 
  16. Emerson R. W. Nature / R. W. Emerson; James D. Hart. Rev. Philip W. Leininger (Ed.) // The Oxford Companion to American Literature. Oxford University Press, 1995. 
  17. George Lakoff on Embodied Cognition and Language. URL: https://www.youtube.com/watch?v=XWYaoAoijdQ
  18. Huth A. G. Semantic information in natural narrative speech is represented in complex maps that tile human cerebral cortex / A. G. Huth, W. A. de Heer, T. L. Griffiths, F. E. Theunissen, J. L. Gallant // Nature. 2016. No 453. 
  19. “Language and the Mind Revisited — The Biolinguistic Turn with Noam Chomsky”. URL: https://www.youtube.com/watch?v=yJp1-Od67-U
  20. Moro A. The Boundaries of Babel. The Brain and the Enigma of Impossible Languages / A. Moro. MIT Press, 2008. Pp. 257; Berwick Robert C. Evolution, brain, and the nature of language / R. C. Berwick, A. D. Friederici, N. Chomsky, J. J. Bolhuis // Trends in Cognitive Sciences. 2013. No 17(2). Pp. 89-98. doi:10.1016/j.tics.2012.12.002. PMID 23313359
  21. Neurolinguistics — Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Neurolinguistics
  22. Rastier F. Sémantique et recherches cognitives. Paris : Presses universitaires de France, 1991.
  23. Searle J. Consciousness as a Problem in Philosophy and Neurobiology. URL: https://www.youtube.com/watch?v=6nTQnvGxEXw; Searle J. The Philosophy of Language — Sane Society. URL: https://www.youtube.com/watch?v=gougT6Kx5J8
  24. (1) The Role of Input, Interaction and Output in the Development of Oral Fluency. URL: http://www.academia.edu/2304451/The_role_of_input-_and_output-based_practice_in_ELT; www.ccsenet.org/journal/index.php/elt/.../3795; (2) Classroom Interaction and Language Output. URL: http://www.everythingesl.net/inservices/comprehensible_input_output_70140.php; www.ccsenet.org/journal/index.php/elt/.../5026  
  25. (1) The Role of Input, Interaction and Output in the Development of Oral Fluency. URL: http://www.academia.edu/2304451/The_role_of_input-_and_output-based_practice_in_ELT; www.ccsenet.org/journal/index.php/elt/.../3795; (2) Classroom Interaction and Language Output. URL: http://www.everythingesl.net/inservices/comprehensible_input_output_70140.php; www.ccsenet.org/journal/index.php/elt/.../5026
  26. Vernike and boka centresc. Google Search. URL: https://www.google.ru/h?q=venice+and+boka+centres&newwindow=1&biw=1093&bih=521&site=webhp&source=lnm... 
  27. Wernicke C. Der aphasische Symptomencomplex. Eine psychologische Studie auf anatomischer Basis-Breslau / C. Wernicke. 1874.