Педагогические механизмы формирования социальной компетентности у студентов-спортсменов

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Педагогические механизмы формирования социальной компетентности у студентов-спортсменов


Об авторах:

Мальцев Альберт Альбертович, старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин Института физической культуры Тюменского государственного университета; betito@mail.ru

Христов Владислав Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных дисциплин Института физической культуры Тюменского государственного университета; 007bond007@inbox.ru

Аннотация:

В статье анализируется проблема формирования социальной компетентности у студентов-спортсменов, представленная посредством реализации различных педагогических ситуаций, ориентированных на адекватный социальный опыт будущих специалистов в области физической культуры и спорта. Рассматриваются педагогические механизмы формирования социальной компетентности у студентов-спортсменов с позиции разрешения проблемных ситуаций в их профессиональной деятельности. Раскрывается проблема социализации и социальной адаптации студентов-спортсменов после завершения спортивной карьеры и окончания института, прогнозирования межличностного взаимодействия, умения давать точную оценку межличностным событиям, выстраивать и развивать их в различных психологических пространствах. 
Учитывая специфику образования, выпускник института физической культуры, как будущий тренер, менеджер, педагог, чья работа происходит с людьми различных социальных слоев, интересов, взглядов, раскроет профессиональный потенциал только при развитых навыках социальной компетентности.

Список литературы:

  1. Белова Г. М. Методика конструирования тестов для диагностики профессиональных компетенций обучающихся в системе «колледж-вуз» агропромышленного профиля: дисс. канд. пед. наук / Г. М. Белова. Ижевск, 2011. 169 с.
  2. Брушлинский A. B. Субъект и социальная компетентность личности / А. В. Брушлинский. М.: Институт Психологии РАН, 1995. С. 3-45.
  3. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике / Н. Н. Васильев. СПб.: Речь, 2007. 238 с.
  4. Загвязинский В. И. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования / В. И. Загвязинский // Доклад на ученом совете Тюменского государственного университета, 2010. 10 с.
  5. Закурин Л. В. Формирование потребности к занятиям физической культурой у студентов технического вуза на основе использования рейтинговой системы оценивания: дис. канд. пед. наук / Л. В. Закурин. Шуя, 2005. 186 с.
  6. Зеер Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых / Э. Ф. Зеер // Психологическая наука и образование. 2004. № 3. С. 5-11.
  7. Мальцев А. А. Модель формирования социальной компетентности студентов, обучающихся по направлению «физическая культура» / А. А. Мальцев // Ученые записки университета им. Лесгафта. 2015. № 2. С. 89.
  8. Рачева С. С. Развитие социальной компетентности студентов на основе проектного обучения в ВУЗе: дисс. канд. пед. наук / С. С. Рачева. СПб.: 2003. 191 с.
  9. Соловьев С. Я. Физкультурное образование как фактор профессионально-педагогической ориентации старших школьников-лицеистов: дисс. канд. пед. наук / С. Я. Соловьев. Ярославль, 1997. 166 с.
  10. Таланчук Н. М. Введение в неопедагогику: пособие для педагогов-новаторов / Н. М. Таланчук. М.: АПН СССР, 1991. 183 с.