Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Формирование физкультурной компетентности бакалавров


Об авторах:

Манжелей Ирина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра спортивных дисциплин, Тюменский государственный университет; i.v.manzhelej@utmn.ru

Чернякова Светлана Николаевна, старший тренер-преподаватель по спорту, Тюменский государственный университет; rao@utmn.ru

Аннотация:

Проблема исследования связана с совершенствованием физического воспитания студентов. Приведены теоретические и прикладные аспекты формирования физкультурной компетентности бакалавров в информационно-образовательной среде вуза. Определены универсальные детализированные компетенции, уровни их освоения и критериальный комплекс оценки сформированности физкультурной компетентности. Введено понятие элективной среды физического воспитания как совокупности благоприятных предметно-пространственных, информационно-технологических и социально-интерактивных условий и возможностей, созданных в образовательном учреждении для реализации индивидуального физкультурно-образовательного маршрута. 
Описаны содержание и функции элективной среды физического воспитания. Разработана авторская модель формирования физкультурной компетентности, в основе которой лежит построение элективной среды физического воспитания через информатизацию и дифференциацию учебного процесса, интеграцию учебной и внеучебной работы, модульное структурирование и спиральное конструирование учебного материала, рейтинговую оценку достижений бакалавров, а также организацию различного рода микросред и практик. 
Доказано, что элективная среда физического воспитания должна быть открытой, гибкой, личностно ориентированной, чтобы побуждать студента к поиску собственных результатов учебной и внеучебной деятельности для проявления и самовыражения его индивидуальности средствами физической культуры и массового спорта.

Список литературы:

  1. Атанасян С. Л. Теоретические основы формирования информационной образовательной среды педагогического вуза / С. Л. Атанасян, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун // Информационная образовательная среда. Теория и практика. М.: ИСМО РАО, 2007. Вып. 2. С. 5-14. 
  2. Бальсевич В. К. Здоровьеформирующая функция образования / В. К. Бальсевич // Образовательная политика. М., 2007. С. 4-9. 
  3. Закирова А. Ф. Духовность и вера как основа гуманистического миропонимания педагога / А. Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2013. № 9. С. 17-25. 
  4. Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. URL: http://минобрнауки.рф/документы/4952 
  5. Кудинов В. А. Построение информационной образовательной среды вуза на основе технологий управления знаниями: автореф. дис. докт. пед. наук / В. А. Кудинов. М., 2010. 45 с. 
  6. Лубышева Л. И. Вузовская физкультура и студенческий спорт: новые цели и приоритеты развития / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 2013. № 9. С. 40. 
  7. Манжелей И. В. Формирование физкультурных компетенций у бакалавров в образовательной среде вуза / И. В. Манжелей, С. Н. Чернякова // Вестник Тюменского государственного университета. Педагогика. Психология. 2014. № 9. С. 78-91. 
  8. Манжелей И. В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: автореф. дис. докт. пед. наук / И. В. Манжелей. Тюмень, 2005. 45 с. 
  9. Смит Н. Современные системы психологии / Н. Смит; пер. с англ.; под общ. ред. А. А. Алексеева. СПб., 2003. С. 192-208, 325-330. 
  10. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: науч.-метод. пособие / А. В. Хуторской. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. 73 с. 
  11. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: Смысл, 2001. С. 36-69.