Аутентичный текст на занятиях по русскому языку как иностранному

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2016. Том 2. №1

Название: 
Аутентичный текст на занятиях по русскому языку как иностранному


Об авторах:

Тумакова Елена Вадимовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Тюменского государственного университета; e.v.tumakova@utmn.ru

Драчева Светлана Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, Тюменский государственный университет; s.o.dracheva@utmn.ru

Аннотация:

Возросший интерес иностранных студентов и школьников к русскому языку, их стремление учиться в России обусловили поиск новых практик культурно-лингвистической адаптации. Работа с аутентичными текстами на занятиях по русскому языку как иностранному является одним из успешных способов преодоления межкультурных и языковых барьеров и способствует формированию коммуникативных компетенций, позволяющих иностранцам свободно чувствовать себя в иноязычной среде, эффективно общаться с носителями русского языка. 
Статья посвящена практике использования аутентичных текстов детской литературы в обучении русскому языку иностранцев (уровни А1 — А2). Авторы акцентируют внимание на особой роли данных текстов в процессе становления языкового сознания. Предлагаемая в статье разработка занятия является не только материалом обучения, но и базисом для совершенствования методики преподавания русского языка как иностранного.

Список литературы:

  1. Авдеева И. Б. Инженерная коммуникация как самостоятельная речевая культура: когнитивный, профессиональный и лингвистический аспекты (теория и методика обучения русскому языку как иностранному) / И. Б. Авдеева. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2005. 368 с. 
  2. Барсукова-Сергеева О. М. Читая сказки…: учеб. пособие / О. М. Барсукова-Сергеева. М.: Флинта: Наука, 2009. 200 с. 
  3. Крючкова Л. С. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному / Л. С. Крючкова. М.: Флинта: Наука, 2012. 480 с. 
  4. Кретов П. В. Мировоззренческий аспект философской антропологии: язык, символ, самость, сознание / П. В. Кретов // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 74-91. 
  5. Кулибина Н. В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст при изучении русского языка как иностранного / Н. В. Кулибина. СПб.: Златоуст, 2001. 264 с. 
  6. Кулибина Н. В. Читаем стихи русских поэтов: пособие по обучению чтению художественной литературы / Н. В. Кулибина. СПб.: Златоуст, 2008. 96 с. 
  7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999. 944 с. 
  8. Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 2001. 742 с. 
  9. Тарасов Е. Ф., Дронов В. В., Ощепкова Е. С. Обучающий ассоциативный словарь как пособие по формированию языкового сознания у детей младшего возраста // URL: http://www.schoolrus.ru/m-k/stati/80-obuchayushchij-assotsiativnyj-slovar-kak-posobie-po-formirovani... 
  10. Усачев А. Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек / А. Усачев. М.: ИД Мещерякова, 2009. 56 с. 
  11. Яценко И. И. Русская «нетрадиционная» проза конца XX века / И. И. Яценко. СПб.: Златоуст, 2006. 168 с. 
  12. Barthe M. Le français par les texts II / M. Barthe, B. Chovelon. Presses universitaires de Grenoble, 2013. 208 p.