Об авторе:
Марийо Пьер, доктор лингвистики, ассоциированный исследователь, Университет Тулузы им. Жана Жореса (Франция); член Почетной академии;
p.marillaud.cals@orange.fr
Аннотация:
Статья написана в рамках проблематики направления «Экология языка». Для обрисовки лингвистической ситуации во Франции на современном витке истории автор использует философские работы, исторические тексты, последние законодательные акты в области образования, протоколы дебатов в Сенате Франции и Конгрессе США относительно статуса «родного языка», «регионального языка», «национального языка» и «английского как всемирного языка».
Автор подчеркивает необычайную серьезность проблемы лингвистической стратификации языков в пределах такой страны, как Франция. Особое внимание уделяется неоднозначной реакции французов на рекомендацию министерства образования придать английскому языку статус языка образования. В десяти главах автор объясняет, почему вопрос языковой политики является необычайно болезненным для французской интеллигенции. Кроме того, Марийо акцентирует внимание на мифах о происхождении языков, которые связаны с «индоевроцентризмом». Объясняя государственную политику в отношении национальных и региональных языков, он затрагивает вопросы образования и администрирования в свете признания того, что существует множество вариантов французского языка.
В статье представлена полемика, развернувшаяся в прессе вокруг идеи признания английского языка в качестве «всемирного» и необходимости его введения как языка обучения. В связи с этим вопросом автор обращается к истории функционирования латыни и греческого как языков международного общения и языков обучения. Соотношение «один язык — один народ» рассматривается в качестве одного из аспектов экологии языка. Среди других проблем рассматривается тезис о ценности каждого языка и диалекта как инструмента самоидентичности. Подводя итог, автор приходит к выводу об апорическом характере лингвистической ситуации во Франции.