Метапредметные результаты построения здоровьеформирующего образовательного пространства общеобразовательной школы

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Метапредметные результаты построения здоровьеформирующего образовательного пространства общеобразовательной школы


Об авторе:

Черепов Евгений Александрович, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и здоровья Южно-Уральского государственного университета (Национального исследовательского университета), cherepov.e@mail.ru

Аннотация:

В статье автором поставлена цель, базируясь на ключевых методологических положениях системного, экопсихологического, компетентностного и метапредметного подходов, теоретически обосновывать концепцию здоровьеформирующего образовательного пространства современной общеобразовательной школы. В модели здоровьеформирующего образовательного пространства ключевыми условиями взаимопроникновения и взаимодействия структурных элементов пространства и субъектов образования являются системообразующий и системообусловливающий факторы-хронотопы. Подобными хронотопами в авторской концепции представлены, во-первых, спортизация процесса физического воспитания, во-вторых, здоровьеформирующая интеграция предметных областей дисциплин ФГОС. Взаимодействуя между собой и пространством, субъекты образования насыщают его видами деятельности, отношениями и стимулами, запускающими механизмы здоровьеформирующей рефлексии и личностного развития. Ключевым результатом эффективности здоровьеформирующего образовательного пространства школы, а, соответственно, и значимым результатом образования автору представляется формирование у учащихся фундаментального образовательного объекта — здоровья в паритете с уровнем образованности, согласно метапредметному и компетентностному подходам. Его оценка определяется путем выявления уровня сформированности здоровьеформирующих метапредметных компетенций: когнитивной, реабилитационной, оценочной, пропагандистско-просветительской, оздоровительно-развивающей, оздоровительно-рекреативной и спортивной.

Список литературы:

  1. Бальсевич В. К. Теория и технология спортивно ориентированного физического воспитания в массовой общеобразовательной школе / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2005. № 5. С. 50-53.
  2. Бурдье П. Социология политики / Бурдье П.; под общ. ред. Н. А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.
  3. Крыжановская Л. Г. Здоровьесберегающее образовательное пространство как фактор оптимизации личностного развития студентов колледжа: дисс. канд. пед. наук / Л. Г. Крыжановская. Оренбург, 2006. 215 с.
  4. Лишин О. В., Чернышева О. А., Ящук С. Л. Подросток в школе: система отношений, мотивация деятельности / О. В. Лишин, О. А. Чернышева, С. Л. Ящук // Мир психологии. 2001. № 3. С. 233-246. 
  5. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. / Л. И.  Лубышева. М.: ГЦОЛИФК, 1992. 120 с.
  6. Манжелей И. В., Иванова С. В. Организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства на муниципальном районе / И. В. Манжелей, С. В. Иванова // Теория и практика физической культуры. 2013. № 2. С. 42-47.
  7. Манжелей И. В. Педагогический потенциал физкультурно-спортивной среды / И. В. Манжелей // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2010. № 4. С. 2-4.
  8. Подгорная О. Е. Проектирование здоровьесберегающего пространства общеобразовательной школы средствами личностно-ориентированного образования: дис. канд. пед. наук / О. Е. Подгорная. Тирасполь, 2005. 211 с.
  9. Фонарев Д. В. Моделирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников: монография / Д. В. Фонарев. Чайковский: Изд-во ЧГИФК, 2009. 353 с.
  10. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие / А. В. Хуторской. М.: Эйдос, Издательство Института образования человека, 2012. 73 с.
  11. Шендрик И. Г. Проектирование и инновационные процессы в образовании / И. Г. Шендрик // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской Академии образования. 2000. № 3. С. 74-85.