Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Проблема целеполагания при обучении иностранному языку в гетерогенной образовательной среде


Об авторах:

Шадрова Екатерина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент Вологодского государственного университета, ekaterina-shadrova@yandex.ru
Тихомирова Екатерина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент Вологодского государственного университета, ekaterinatichomirova@yandex.ru

Аннотация:

В статье поднимается проблема педагогического целеполагания при обучении иностранному языку в разнородной образовательной среде. Актуальность проблемы связана с процессами интернационализации образовательных систем, когда вопросы учета разнообразия обучающихся и проблема освоения ими «единого» глобального языка общения, в первую очередь английского, становятся одной из главных задач педагогической науки и практики. Авторы проводят анализ подходов к определению цели обучения, сравнивают различные трактовки понятия «целеполагание», определяют основные субъекты «педагогического целеполагания». В работе выделяются проблемы макро- и микроуровней постановки целей в обучении гетерогенных групп. Приводятся примеры формулирования целей курса и/или урока иностранного языка с позиций всех субъектов образовательного процесса. В статье даются рекомендации по соблюдению этапов целеполагания при реализации ФГОС школьного образования. Авторы делают вывод о необходимости постановки измеримых и достижимых целей, которые не только должны быть приняты обучающимися, но и исходить из их разнообразных образовательных потребностей с целью повышения эффективности процесса обучения иностранным языкам.

Список литературы:

  1. Балашова И. В., Тихомирова Е. Л., Шадрова Е. В. Исследование потребностей гетерогенных групп обучающихся / И. В. Балашова, Е. Л. Тихомирова, Е. В. Шадрова // Психолого-педагогический поиск. 2014. № 4(32). С. 129-141. 
  2. Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Планирование учителем своей деятельности / М. И. Башмаков, С. Н. Поздняков, Н. А. Резник // Школьные технологии. 2001. № 1. С. 133-140. 
  3. Загвязинский В. И. Стратегия опережающего проектирования развития российского образования / В. И. Загвязинский // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 6-11 
  4. Серова Н. А. Целеполагание в условиях личностно ориентированного обучения математике в средней школе: дис. канд. педагог. наук / Н. А. Серова Н. Новгород, 2004. 197 с. 
  5. Хуторской А. В. Проблемы и технологии образовательного целеполагания / А. В. Хуторской // «Эйдос». 2006. 22 августа. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.html 
  6. Bloom B. S. Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Goals / B. S. Bloom. New York, 1971. 236 p. 
  7. Harmer J. The practice of English language teaching / J. Harmer. Longman, 2001. 372 p. 
  8. Scrivener J. Learning Teaching: The Essential Guide to English Language Teaching / J. Scrivener. Macmillan, 2011. 416 p. 
  9. Woodward T. Planning lessons and courses: designing sequences of work for the language classroom / T. Woodward. Cambridge: CUP, 2001. 250 p.