Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности студентов — будущих педагогов

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Формирование практикоориентированной исследовательской деятельности студентов — будущих педагогов


Об авторе:

Белякова Евгения Гелиевна, доктор педагогических наук, профессор академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований, Тюменский государственный университет; b-evgenia@yandex.ru

Аннотация:

Актуальность и новизна исследования связывается с поиском способов формирования практикоориентированной исследовательской деятельности студентов — будущих педагогов. Разработаны и апробированы специальные процедуры, дополняющие метод профессиональной пробы, и реализующие условия для освоения студентами смыслового, ориентировочного и исполнительского компонентов педагогической деятельности. В модифицированном варианте профессиональной пробы на этапе проектирования, реализации и ретроспективного анализа профессионального действия процедуры стимулируют развитие осмысленного опыта педагогической деятельности студентов. Смыслоактуализирующие процедуры актуализируют личностный смысл предстоящего действия, мотивацию и профессиональную ответственность через беседы, дискуссии, деловые и ролевые игры, анализ монографических описаний, самоанализ, интерпретацию педагогических текстов. Исследовательско-проектировочные процедуры реализуются через мини-исследование в рамках конкретной практической задачи. Практико-проектировочные процедуры включают проектирование содержания конкретных педагогических мер применительно к реальному образовательному процессу посредством имитационного моделирования, метода микропреподавания, тренинга педагогических умений. Рефлексивные процедуры актуализируют осмысление процесса, результатов и ценностных оснований профессионально-педагогической деятельности через подготовку мини-сочинений, самоанализ, фокусированное интервью, беседы и дискуссии. Герменевтические процедуры организуют процесс понимания педагогической реальности на языках теории и практики через анализ и интерпретацию конкретных ситуаций, текстов, результатов наблюдений, составление описаний феноменов и их научное определение, «ретерминологизацию». 
Процедуры апробированы в курсе «Психолого-педагогический мониторинг». Диагностические данные, полученные в ходе наблюдения, опроса и анализа отчетов по практике, позволяют сделать вывод о продуктивности процедур для формирования способности осмысленного проектирования и реализации практической деятельности. Результаты исследования могут использоваться в качестве ориентира при разработке методик обучения и организации практик для направления «Педагогическое образование».

Список литературы:

  1. Белякова Е. Г. Проблемы моделирования практикоориентированной исследовательской деятельности студентов — будущих педагогов в пространстве университетского образования / Е. Г. Белякова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2015. Том 1. №  2(2). С. 170-180. 
  2. Демина Л. С. Особенности организации профессиональных проб при подготовке социальных педагогов в вузе / Л. С. Демина // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (156). С. 136-140. 
  3. Загвязинский В. И. Наступит ли эпоха возрождения?.. Стратегия инновационного развития российского образования: монография / В. И. Загвязинский. Москва: Логос, 2014. 140 с. 
  4. Загвязинский В. И. От социальной стратегии к образовательной практике / В. И. Загвязинский // Народное образование. 2015. № 6. С. 26-34. 
  5. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога / В. И. Загвязинский. М.: ИЦ «Академия», 2010. 176 с. 
  6. Закирова А. Ф. Педагогическая герменевтика: социокультурный контекст и научно-образовательная практика / А. Ф. Закирова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2010. № 5. С. 4-10. 
  7. Колесникова И. А. Педагогическая праксеология / И. А. Колесникова, Е. В. Титова. М.: ИЦ «Академия», 2005. 256 с. 
  8. Концепция поддержки развития педагогического образования (проект) // Вестник образования. URL: http://vestnikedu.ru/2014/03/oproekte-kontseptsii-podderzhki-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya 
  9. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров / А. А. Марголис // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 6. № 2. С. 1-18. 
  10. Приказ Минтруда России № 544 от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // Министерство труда и социальной защиты РФ. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ 
  11. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)» // Минобрнауки.рф. URL: www.gpa-spb.ru/doc_2014/.../44.03.01_Pedagogich_obrazovanie.doc 
  12. Проект по модернизации педагогического образования // Минобрнауки.рф. URL: http://минобрнауки/проекты/модернизация-педагогического-образования 
  13. Сергеев Н. К. Университетское педагогическое образование в современных условиях / Н. К. Сергеев // Педагогика. 2011. № 10. С. 47–56.
  14. Сергеев Н. К., Сериков В. В. Природа педагогической деятельности и субъектный мир учителя / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков // Человек и образование. 2012. № 1(30). С. 4-8. 
  15. Чистякова С. Н. От учебы к профессиональной карьере / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев. М.: Академия, 2012. 176 с.