Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №4(4)

Название: 
Этапы становления революционного гимна


Об авторе:

Шапочкин Дмитрий Владимирович, кандидат филологических наук, доцент кафедры немецкой филологии, Тюменский государственный университет; d.v.shapochkin@utmn.ru

Аннотация:

Зародившись изначально в Древней Греции, гимны как торжественные хвалебные песни в честь Богов получали свое дальнейшее историческое развитие и видоизменение в зависимости от этапов развития человечества, культур и социальных процессов, происходящих в каком-либо обществе. Поэтому в рамках данной статьи автор отражает этапы становления революционного гимна, и, начиная с этимологии слова «гимн», прослеживает тенденции в формировании гимнической поэзии сквозь отдельные века. Рассматривая на конкретных примерах религиозный и национальный характер гимнов, автор особо подчеркивает значимость революционных гимнов, акцентируя внимание на том, что с появлением именно пролетарского движения и классовой борьбы в Германии, Франции, Польше, России, США сформировались интернациональные по содержанию революционные гимны, охватившие неудержимое стремление к социальному переустройству мира, напряженную атмосферу митингов, локальных забастовок, стачек и баррикадных боев, яростную и бескомпромиссную борьбу за общечеловеческие права и ликвидацию повсеместно тяжелых эксплуатационных условий труда («Марсельеза» (Франция, 1792), «Интернационал» (Франция, 1871), «Варшавянка» (Польша, 1879), «Смело, товарищи, в ногу» (Россия, 1897). Исследуя данные революционные гимны, автор статьи подчеркивает их значимость, заостряет внимание на их манипулятивном потенциале, признавая революционные гимны мощным средством воздействия в виде единства текста и его музыкального сопровождения.

Список литературы:

  1. Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1969-1978. 
  2. Ковалев К. Гимны российские / К. Ковалев // Русская мысль. М. — Париж, 1990. 
  3. На Иуду Предателя. Гимн. О жизни монашеской / пер. и комм. С. С. Аверинцева // От берегов Босфора до берегов Евфрата. М.: Наука (ГРВЛ), 1987, С. 252-262. 
  4. Преподобный Иоанн Дамаскин. Источник знания / пер. с греч. и комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. М.: Индрик, 2002. 416 с. 
  5. Пруденций. Сочинения / Пруденций; пер. с лат. Р. Л. Шмаракова. М.: Водолей, 2012. 264 с. 
  6. Самарина М. С. Франциск Ассизский и Дон Кихот Ламанческий / М. С. Самарина // Франциск Ассизский и его наследие: от истоков к современности. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2008, С. 114-126. 
  7. Соловьев Н. Ф. Гимн / Н. Ф. Соловьев // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.): СПб., 1890-1907. 
  8. Челышев Е. П. Государственный гимн как феномен государственной символики: к вопросу о русской национальной идее / Е. П. Челышев // Пространство и время. 2012. № 3(9). С. 146-151. 
  9. Шапочкин Д. В. Жанровая репрезентация революционных песен как креолизованных текстов / Д. В. Шапочкин // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates, 2015. Том 1. № 2 (2). С. 89-99. 
  10. Шапочкин Д. В. Эколингвистический аспект категории оценки партийного гимна «Интернационал» в переводе А. Я. Коца / Д. В. Шапочкин // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 1. С. 38-45. 
  11. Шапочкин Д. В. Прагматические максимы в текстах партийного гимна «Интернационал» А. Я. Коца и Э. Лукхардта / Д. В. Шапочкин // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 1. С. 50-56. 
  12. Энциклопедический музыкальный словарь / сост. Б. С. Штейнпресс, И. М. Ямпольский. М., 1966. 
  13. Allen Th. W., Sikes E. E. The Homeric hymns / Th. W. Allen, E. E. Sikes. Macmillan, 1904, 330 p. 
  14. Bahr P. Paul Gerhardt — Leben und Wirkung — “Geh aus mein Herz”/ P. Bahr. Freiburg: Herder Spektrum, 2007. 
  15. Dünnhaupt G. Paul Fleming / G. Dünnhaupt // Personalbibliographien zu den Drucken des Barock. Stuttgart: Hiersemann, 1990. Vol 2. Pp. 1490-1513. 
  16. Heine H. Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland / H. Heine // Der Salon. Zweiter Band. Hamburg: Hoffmann und Campe, 1834. 
  17. Karl Marx und Friedrich Engels über Kunst und Literatur. Berlin: Henschel, 1948, 611 p. 
  18. Lehmann P. J. G. Die Parodie im Mittelalter / P. J. G. Lehmann. München, 1922. 252 p. 
  19. Silesius Angelus. Allgemeine Deutsche Biographie (ADB) / Angelus Silesius. Leipzig: Duncker & Humblot, 1875. Vol 1. Pp. 453-456. 
  20. Stalmann J. Ein feste Burg ist unser Gott. Psalm 46 / J. Stalmann // Handbuch zum Evangelischen Kirchengesangbuch. Göttingen, 1990. Vol 2: Liederkunde. Pp. 58-69.