Ключевые компоненты содержания обучения иноязычной профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции гуманитариев

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №3(3)

Название: 
Ключевые компоненты содержания обучения иноязычной профессиональной межкультурной коммуникативной компетенции гуманитариев

Автор: Плужник И.Л.

Об авторе:

Плужник И.Л.,

Аннотация:

В статье рассматриваются основные компоненты содержания иноязычной межкультурной коммуникативной компетенции в гуманитарной профессиональной сфере и ее концептуальные психолого-педагогические социокультурные основы. Выявляются специфика знаний, навыков, умений и личностно-поведенческих характеристик, определяющих качество межкультурной коммуникативной компетенции данной в сфере. Анализируются педагогические модели и методы обучения межкультурной коммуникации, существующие в отечественной зарубежной и педагогической практике. Предлагаются авторские методы и технологии формирования искомой межкультурной компетенции, интегрирующие лингво-коммуникативную, социокультурную базу и профессиональную направленность обучения с учетом гуманитарных антропоцентрических и национально-специфических ценностей взаимодействующих культур.

Список литературы:

1. Гришаева Л. И., Цурикова Л. В. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.: Академия, 2006. 333 с.

2. Грушевицкая Т. Г., Попков В. Д., Садохин А. П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002. 352 с.

3. Загвязинский В. И. Теория обучения. Современная интерпретация. М.: Академия,

2001. 192 с.

4. Леонтьев А. А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М.: Наука, 1969. 316 с.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 288 с.

6. Плужник И. Л. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции студентов гуманитарного профиля в процессе профессиональной подготовки. автореф. дис. … д-ра пед. наук. Тюмень. 2003. 46 с.

Плужник И. Л. Методические 7. технологии формирования межкультурной профессиональной компетенции // Теория и практика профессионально ориентированного обучения иностранным языкам. Материалы VII международной научно-практической конференции. Минск 15-17 мая 2014. С. 123-124.

8. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово, 2008. 624 с.

9. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования. М.: Академия,

2000. 240 с.

10. Adler P. S. Beyond Cultural Identity: Refl ections on Cultural and Multicultural Man // Intercultural Communication: A Reader. Belmont, Calif., Wadsworth, 1987. Pp. 13-23.

11. Cope B. Cultural Understanding as the English Key Competency. Haymarket: The Centre for Workplace Communication and Culture. 1995. 182 p.

12. Gudykunst W., Kim Y. Communicating with Strangers. Boston, McGraw-Hill, 1997. 444 p.

13. Harris L. M. Communication Competence: An Argument for a Systematic View.

1979. 273 p.

14. Kim M. S. Cross-Cultural Comparisons of the Perceived Importance of Conversational Constraints // Human Communication Research. 1994. №. 21. Pp. 128-151.

15. Katan D. Translating Cultures: an introduction for translators, interpreters and mediators. Manchester: St. Jerome. 1999. 271 p.

16. Martin J., Nakayama T. Intercultural Communication in Contexts. London; Toronto, 2000. XXVI, 364 p.

17. Micheline R. Training Teachers in Intercultural Education. Council of Europe. Strasbourg, 1992. Pp. 27-42.