Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №2(2)

Название: 
Новый профессиональный стандарт педагога: проблемы внедрения


Об авторе:

Ямбург Евгений Александрович,
директор Центра образования № 109 (Москва), академик Российской академии образования, доктор педагогических наук

Аннотация:

Стандарт педагога — новый вид профессионального стандарта, содержащий ответ на вызовы и угрозы ХХ в. Нам угрожают такие проблемы, как генетическая усталость, глобальные демографические сдвиги, нарастание межэтнической и межконфессиональной напряженности, мировоззренческий, нравственный и психологический кризисы. Само слово «стандарт» вызывает в нашей стране аллергию, с ним ассоциируется насильственное введение сверху не всегда оправданных преобразований. И мы пришли к сложной ситуации подавления инициативы и самостоятельности педагога, непомерной загруженности учителя работой с распухшей документацией, что мешает живой педагогической работе и тормозит повышение квалификации и творчества педагога. Автор полагает, что у нас не было по-настоящему реформы образования, была реформа экономики и управления образованием. Стандарт призван расковать творческую инициативу педагога, обеспечить повышение качества образования. А качество зависит прежде всего от квалификации педагога. Стандарт — это инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на мировой уровень. Стандарт — это инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире. Поэтому речь идет в первую очередь о реформе педагогического образования и логика действий такова: сначала научите, потом требуйте. Однако уже сегодня встречаются попытки требовать согласно стандарту. Сегодня педагог должен обладать мобильностью, способностью к нестандартным действиям, готовностью к изменениям, умением работать в команде, самостоятельностью в принятии решений. Необходимо наполнить профессиональный стандарт педагога новыми компетенциями: работа с девиантными социально запущенными учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении; работа в условиях реализации школой программ инклюзивного образования; преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным; работа с учащимися массовых школ, имеющими проблемы в развитии, мониторинг и экспертиза качества обучения, его соответствие международным стандартам.

Список литературы:

1. Ямбург Е. А. Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?М.: Просвещение, 2014.

2. Профессиональный стандарт педагога / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;N=155553

3. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo

4. Поташник М. М., Левит М. В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. М.: Педагогическое общество России, 2014.