Интернационализация высшей школы в контексте европейских проектов: опыт тюменского государственного университета

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №2(2)

Название: 
Интернационализация высшей школы в контексте европейских проектов: опыт тюменского государственного университета


Об авторах:

Телегина Галина Валентиновна,
директор Регионального института международного сотрудничества Тюменского государственного университета, доктор философских наук

Штыкова Нина Валентиновна,
заместитель директора Регионального института международного сотрудничества Тюменского государственного университета, кандидат филологических наук, доцент

Аннотация:

В статье на примере Тюменского государственного университета представлен анализ роли программы Европейского союза Темпус в модернизации и интернационализации отечественной высшей школы.Участие Тюменского университета в программах международного сотрудничества подтверждает, что международные образовательные и научно-исследовательские проекты, расширение академического обмена и привлечение иностранных студентов и преподавателей становятся «школой» интернационализации, создают современную образовательную среду, способствующую формированию современного менталитета преподавателей, сотрудников и студентов, развитию межкультурной компетенции. Международные проекты формируют основу для развития двусторонних межвузовских отношений на международном и российском уровнях, расширяют возможности финансирования научно-исследовательской работы и, в конечном итоге, стимулируют повышение качества высшего образования и становятся площадками для дальнейшего инновационного развития. Европейская программа Темпус в этом контексте выполняет важную миссию не просто финансового инструмента для модернизации образовательных технологий, но и играет роль мощного морального стимула к дальнейшей интернационализации отечественной высшей школы, способствуя в конечном счете межнациональному согласию и взаимопониманию. Проект предусматривает повышение квалификации преподавателей вузов-участников в области инновационной методики преподавания иностранных языков с широким применением онлайн-технологий, создание необходимой материальной и учебно-методической базы, разработку магистерской практико-ориентированной программы для подготовки учителей школ.

Список литературы:

1. Чугров С. Глобализация, модернизация или интернационализация? // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 4. С. 19–21.

2. Knight J. ‘HE in turmoil: the changing world of internationalization’, in Altbach, G., Ph.(Ed.): Global Perspectives on HE, Sense Publishers, Rotterdam, 2008.

3. Телегина Г. В. Интернационализация высшей школы: стихийный процесс или по-литическое решение? // Материалы Всероссийского социологического конгресса, 2-4 февр. 2012 г. С. 1153-1154. URL: http://www.all-russia-sc.ru/netcat_files/File/Part18.pdf

4. Kehm B. and Teichler U. ‘Research on internationalisation in HE’, Journal of Studiesin International Education. 2007. № 11. Pр. 260–273.

5. Телегина Г. В. «Образование в течение жизни»: институализация в европейском контексте и ее оценка // Ключарев Г.А. и др. Непрерывное образование в политическом и экономическом контекстах: коллективная монография. М.: ИС РАН, 2008. С. 21.

6. О программе Темпус (сайт Исполнительного агентства Еврокомиссии для управ- ления программой Темпус). URL: http://eacea.ec.europa.eu/tempus/programme/ about_tempus_ru.php

7. Телегина Г. В., Штыкова Н. В. Региональный институт международного сотрудничества: новые грани взаимодействия университета и региона // Вестник Тюменского государственного университета. 2005. № 3. С. 229-236.

8. Руководство по разработке региональной квалификационной рамки по экологии и природопользованию: коллективная монография. Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2012. 237 с.

9. Телегина Г. В. Университет и рынок труда: вклад европейских проектов в подготовку качественных специалистов по экологии // Экологическое образование в России и за рубежом: особенности подготовки конкурентоспособных специалистов: материалы семинара, 21-22 апр. 2011 г. Омск, 2011. С. 5-12.

10. Артамонова Ю. Д. Совместные образовательные программы: состояние, проблемы,перспективы. URL: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2011/11/24/261/