Выпуск:
2015. Том 1. №2(2)Об авторе:
Сеник Наталья Ивановна,Аннотация:
Статья посвящена анализу локального историко-педагогического опыта школьного строительства в 20-е гг. ХХ в. на Дальнем Востоке с целью осмысления в генезисе процессов созидания исторической реальности — советской школы с позиции регионального опыта, предполагающего, с одной стороны, что организационно-реформационные общероссийские идеологические концептуальные ориентиры в сфере образования реализуются в регионах, обеспечивая в них процессы социокультурных региональных трансформаций; с другой стороны — в созидательных процессах регионов, осуществляемых в соответствии с системно и структурно организованными отношениями с «центром», зарождаются тенденции и по принципу суммативности обеспечивается развитие общероссийских тенденций становления в целом новой российской школы [3]. Автор статьи показывает концептуальный характер поставленных перед школой задач, теоретических представлений педагогов-марксистов о советской школе, исходивших из базовой идеи превращения школы в орудие коммунистического перерождения общества, получивших конкретизацию в организационных установках, единых для всей территории Советского Союза, на создание основ советской школы в 20-е гг. ХХ в. на принципах массовости, всеобщего охвата детей школьным образованием, доступности, обязательности. В статье анализируется школьное строительство на Дальнем Востоке в 20-е гг. ХХ в. как процесс разрешения противоречий между концептуальными организационно-реформационными общероссийскими идеологическими установками и региональными условиями — местности со слабо развитой системой путей сообщения, почти недоступной для связи значительную часть года, с наличием обширных малозаселенных зон; между потребностью в квалифицированном учительстве для реализации образовательных задач и «хронической нехваткой» подготовленных педагогических кадров. Созидательные процессы автор соотносит с процессами изменения, сопровождаемыми противоречиями, факторами, трансформационными процессами, тенденциями, предпосылками как внутренними механизмами изменения школьной действительности, на которых основывается осмысление, объяснение, интерпретация, обобщение. Автором показано, что в результате целенаправленного комплекса практических мер по реализации установок, к осуществлению которых были привлечены все органы дальневосточной власти, в созидательном процессе вызревали и получали устойчивое развитие тенденции к коренной реорганизации школьной системы на Дальнем Востоке, переводу ее из одного качественного состояния, в котором она находилась в начале 20-х гг. ХХ в., — в другое, какое она обрела к концу 20-х гг. ХХ в. по общероссийскому образцу: системную совокупность школ I ступени, 7-, 9-, 10-летних школ, принципиальными основами которой были доступность, народность, всеобщность, обязательность. На основе проведенного анализа автор обращает внимание на региональные детерминанты, обусловившие появление предпосылок общероссийских тенденций, вызвавших в 30-е гг. ХХ в. изменение направлений в школьной политике, определивших организационно-реформационные действия по оптимизации содержания школьного обучения, упорядочению организации образовательного процесса, послуживших ее развитию вплоть до конца 80-х гг. на принципах единства и стройности образовательной системы, четкости целей и образовательных задач, служения жизни, полезности и, как результат, — созданию необходимых условий для формирования в кратчайшие исторические сроки мощнейшего образовательного потенциала, одной из самых мощных систем образования в мире [11].Ключевые слова:
Список литературы:
1. Бакун Д. Школа Дальневосточного края на социалистической стройке. Хабаровск, Дальгиз, 1931. 45 с.
2. Балашов Е. М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг.: становление «нового человека». СПб.: РАН, 2003. 239 с.
3. Беликова А. П. Региональные исследования и проблемы национальных ценностей в изучении историко-педагогического процесса // Национальные ценности образования: История и современность / под ред. З. И. Равкина; Институт теории образования и педагогики РАО. М., 1996. C. 23-25.
4. Богуславский М. В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети ХХ в. // Педагогика. 1996. № 3. C. 72-75.
5. Вопросы всеобщего начального обучения в Дальневосточном крае: материалы к IV Пленуму Далькрайисполкома. Хабаровск: Далькрайоно, 1927. 35 с.
6. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898-1970. 8-е изд., доп. и испр. М.: Политиздат, 1970. Т. 2: 1917-1924. 543 с.
7. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. 1917-1973: сб. документов. М.: Педагогика, 1974.
8. Отчет Дальневосточного краевого исполнительного комитета за 1925-26 г. / под ред. М. П. Копытина, П. Е. Терлецкого. Хабаровск, 1927.
9. Павлов П. Ю. История развития народного образования в сельских районах Приамурья в 1922-1941 гг.: дис. ... канд. ист. наук. Благовещенск, 2000.
10. Паначин Ф. Десять пятилеток просвещения // Народное образование. 1979. № 4.
11. Степашко Л. А. Философия и история образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 1998.
12. Холмс Л. Социальная история России. 1917-1941. Ростов н/Д, 1994.