Лекция-провокация или использование педагогического приема «запланированная ошибка» в преподавании экономических дисциплин

Вестник ТюмГУ. Гуманитарные исследования. Humanitates


Выпуск:

2015. Том 1. №2(2)

Название: 
Лекция-провокация или использование педагогического приема «запланированная ошибка» в преподавании экономических дисциплин


Об авторе:

Зылева Наталья Владимировна,
старший преподаватель кафедры экономической безопасности, учета, анализа и аудита Финансово-экономического института Тюменского государственного университета

Аннотация:

В последнее время лекционные часы по многим экономическим дисциплинам сократились. Это связано с обилием как печатных, так и электронных источников информации, откуда студент самостоятельно может почерпнуть знания. В этой связи информационная функция лекции перестает быть ведущей, уступая место развивающей. Задача лектора в современных условиях — не просто выдавать готовый материал, а побуждать студента к поисковой деятельности, научить его размышлять, рассуждать. Педагогические приемы — поле для творчества педагога, однако их разнообразие недостаточно используется в образовательном процессе высших учебных заведений. Среди множества педагогических приемов существует редко используемый прием «Запланированная ошибка», который, на наш взгляд, имеет большой развивающий и обучающий потенциал.Цель статьи — доказать возможность эффективного использования педагогического приема «Запланированная ошибка» при чтении лекций в высших учебных заведениях. Методы исследования: теоретический анализ литературы по вопросам дидактики, диагностический метод (опросный лист по использованию педагогического приема «Запланированная ошибка» преподавателями высшего учебного заведения),формирующий эксперимент. Результаты: раскрыты этапы подготовки и проведения лекции-провокации, разработана и представлена как пример лекция-провокация на тему «Учет материально-производственных запасов» дисциплины «Бухгалтерский учет» образовательной программы «Экономика» (бакалавр). Практическая значимость: материалы, представленные в статье, могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений в практической деятельности при подготовке лекций-провокаций, направленных на нарабатывание навыка концентрации внимания; диагностики услышанного материала, критической его оценки; аргументации и оспаривания своего мнения, самоконтроля остаточных знаний.

Список литературы:

1. Воропаев В. И. Педагогические приемы по предупреждению конфликтных ситуаций в процессе учебно-тренировочного процесса по гиревому спорту в вузе // Наука и образование в современной конкурентной среде: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. Уфа, 2014. С. 150-154.

2. Гин А. А. Приемы педагогической техники: свобода выбора, открытость, деятельность, обратная связь, идеальность: пособие для учителя. 7-е изд. М.: Вита-Пресс, 2006. 112 с.

3. Дидактика высшей школы: сб. рефератов / редкол.: М. А. Гусаковский (отв. ред.) и др. Минск: БГУ, 2005. 162 с.

4. Загвязинский В. И. Вузовская лекция в структуре современного учебного процесса // Образование и наука. 2014. № 2 (111). С. 34-47.

5. Ибрагимов Г. И., Ибрагимова Е. М., Гайнутдинов Р. Г. Дидактические условия совершенствования лекции в рамках информатизации образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 73-77.

6. Лемон Д., Вулвей Э., Ецци К. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умений / пер. с англ. Е. Бузнековой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 304 с.

7. Логвинова Н. А. Самоконтроль как средство повышения эффективности обучения // Успехи современного естествознания. 2008. № 4. С. 124. URL: www.rae.ru/use/?section=content&op=showarticle&articleid=7782885 (дата обращения: 07.05.2014).

8. Мысли, идеи, принципы А. С. Макаренко в современном образовании: сб. докладов. URL: http://makarenko-museum.narod.ru/lib/Abakan_Mak_Rd rs_2007.htm (дата обращения: 12.05.2014).

9. Павлова Л. В. Педагогический прием «Учебный ассистент» как фактор активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по инженерной графике // Концепт. 2012. № 7. С. 32-36.

10. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Академия, 2008. 352 с.

11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (в ред. от 08.11.2010). URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107972 (дата обращения: 12.11.2014).

12. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»): приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 747. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=116339 (дата обращения: 12.11.2014).

13. Чони Ю. И. Инженерный стиль мышления и педагогические приемы его формирования в процессе обучения в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2013. № 2. С. 256-259.

14. Intentional Teacher Errors. School Improvement Network. 2013. URL: http://upload. content.pd360.com/PD360/media/gb/gb_2216_PD_CM_S_4.pdf (дата обращения: 10.11.2014).

15. Intentionally Make Mistakes as a Learning Tool. Beyond Traditional Math. 2014.URL: https://beyondtraditionalmath.wordpress.com/2014/01/14/intentionally-makemistakes-as-a-learning-tool (дата обращения: 10.11.2014).

16. Teaching Introductory Programming Agent-based Approach with Pedagogical Patterns for Learning by Mistake. (IJACSA) International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2014. № 6. С. 61-69. URL: http://thesai.org/Downloads/Volume5No6/ Paper_11-Teaching_Introductory_Programming.pdf (дата обращения: 10.11.2014).